Экспонаты
Вышивка. Узбеки
Вышивка. Узбеки
Название
Народ
Территория
Узбекистан, Ферганская долина
Датировка
начало ХХ в
Собиратель
Голубева Галина Сафроновна
Темы
Ремесла. Текстиль, Жилище (поселения и постройки), Народное искусство
Материал
Ткань: шелк
Размер
дл. - 274,0; шир. - 205,0
Коллекция
Культура народов Средней Азии и Казахстана
Коллекционный номер
РЭМ 12713-1. V Т-11812
Аннотация
Изготовление декоративных вышивок «сузани» (букв. «вышитые иглой») – старинное занятие оседлого населения Средней Азии – узбеков и таджиков. Они являлись обязательной частью приданого; в комплект входило несколько вышивок разного вида и назначения – покрывало и простыня на постель новобрачных, накидки на подушки, занавеси для стенных ниш, в которые складывали одежду и постельные принадлежности, молитвенные коврики и другие. Растительные узоры таких вышивок, яркость красок, по народным представлениям, имели магическое значение – защищали от злых сил и способствовали благополучию молодой семьи. Вышивки украшали комнату молодоженов обычно в течение первого года совместной жизни, потом их убирали и хранили для будущих свадеб в семье, передавая из поколения в поколение, но к каждой новой свадьбе дополнительно готовили новый комплект. Благодаря этой традиции и сегодня в некоторых семьях сохранились вышивки XIX – первой половины ХХ в., немало их в частных и музейных собраниях. В коллекциях РЭМ насчитывается около 200 сузани, однако каждое новое приобретение – большая удача, так как все они оригинальны и расширяют представление о разнообразии орнаментальных и колористических приемов, существовавших в той или иной местности. Данная вышивка была изготовлена и бытовала в Андижане и поступила в музей вместе с еще несколькими аналогичными вышивками от местного коллекционера. Она принадлежит к ферганскому типу – для сузани, которые вышивали в Ферганской долине, характерны чередование однотипных розеток в орнаментальных композициях и использование в качестве основы цветного шелка в отличие, например, от Бухары или Самарканда, где традиционно вышивали преимущественно по белой хлопчатобумажной ткани. Эта особенность объяснялась не только значительным развитием шелкоткачества в городах Ферганской долины в конце XIX – начале ХХ в., но и особой популярностью здесь шелка, который издревле поступал из Китая. Согласно нормам ислама, шелк считался непозволительной для мусульманина роскошью, однако, по народным представлениям, обладал магическими защитными функциями и в вышивках являлся дополнительным оберегом.