Вернуться
Экспонаты

Вышивка. Узбеки

Название:

Вышивка

Народ:

Узбеки

Территория по музейной документации:

Ферганская долина, Узбекистан

Датировка:

нач. XX в.

Собиратель:
Голубева Галина Сафроновна
Темы:

Ремесло. Текстиль; Жилище (поселения и постройки); Народное искусство; Ремесло. Текстиль, вышивальное

Материал:

Ткань: шелк; нити: животного происхождения: шелковые

Размер:

Дл. - 274,0; шир. - 205,0

Коллекция:

Культура народов Средней Азии и Казахстана

Коллекционный номер:

РЭМ 12713-1

Аннотация:

Изготовление декоративных вышивок «сузани» (букв. «вышитые иглой») – старинное занятие оседлого населения Средней Азии – узбеков и таджиков. Они являлись обязательной частью приданого; в комплект входило несколько вышивок разного вида и назначения – покрывало и простыня на постель новобрачных, накидки на подушки, занавеси для стенных ниш, в которые складывали одежду и постельные принадлежности, молитвенные коврики и другие. Растительные узоры таких вышивок, яркость красок, по народным представлениям, имели магическое значение – защищали от злых сил и способствовали благополучию молодой семьи. Вышивки украшали комнату молодоженов обычно в течение первого года совместной жизни, потом их убирали и хранили для будущих свадеб в семье, передавая из поколения в поколение, но к каждой новой свадьбе дополнительно готовили новый комплект. Благодаря этой традиции и сегодня в некоторых семьях сохранились вышивки XIX – первой половины ХХ в., немало их в частных и музейных собраниях. В коллекциях РЭМ насчитывается около 200 сузани, однако каждое новое приобретение – большая удача, так как все они оригинальны и расширяют представление о разнообразии орнаментальных и колористических приемов, существовавших в той или иной местности. Данная вышивка была изготовлена и бытовала в Андижане и поступила в музей вместе с еще несколькими аналогичными вышивками от местного коллекционера. Она принадлежит к ферганскому типу – для сузани, которые вышивали в Ферганской долине, характерны чередование однотипных розеток в орнаментальных композициях и использование в качестве основы цветного шелка в отличие, например, от Бухары или Самарканда, где традиционно вышивали преимущественно по белой хлопчатобумажной ткани. Эта особенность объяснялась не только значительным развитием шелкоткачества в городах Ферганской долины в конце XIX – начале ХХ в., но и особой популярностью здесь шелка, который издревле поступал из Китая. Согласно нормам ислама, шелк считался непозволительной для мусульманина роскошью, однако, по народным представлениям, обладал магическими защитными функциями и в вышивках являлся дополнительным оберегом.

Выставки:
Новые поступления в собрание Российского этнографического музея г. Санкт-Петербург 2020