Экспонаты
Дневная колыбель. Ханты
Дневная колыбель. Ханты
Название
Дневная колыбель
Народ
Датировка
кон. XIX в. – нач. XX в.
Организация
Музей народов СССР
Материал
Дерево (береста); материалы животного происхождения: сухожилия; кожа; дерево
Техника
Обработка дерева: резьба; обработка дерева: вываривание; обработка дерева: гнутье
Размер
выс.- 51,0; дл.- 41,0; шир.- 31,0
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
РЭМ 8761-11074/2
Аннотация
Колыбель с высокими бортами и спинкой, расположенной почти под прямым углом. Верхний и нижний края укреплены деревянными прутами, пришитыми крапивными нитками. Кожаные ремни на спинке и по краям служат для пеленания ребенка. Спинка и боковые стороны разделены расщепленными очищенными от коры палочками. Спинка разделена на десять зон, густо украшенных процарапанным орнаментом. Верхняя часть – четыре треугольные секции, три из которых заполнены криволинейными свободными композициями; в верхней – стилизованная «птица сна». В центральном прямоугольнике помещено двойное изображение человека – «полмужчины». Отсутствие свободных участков, может свидетельствовать о том, что колыбель была сделана для мальчика. Следует отметить, что если первый ребенок выживал, его колыбель переходила другому ребенку независимо от пола. По бокам от центрального прямоугольника спинки расположены вертикальные узоры – «березовая ветка». Нижняя часть спинки разделена на три зоны: в центральной – «шовāр толан» «заячья ступня», в других – «олты нюхас» «спящий соболь». Фон всех крупных участков со стилизованными орнаментами заштрихован. На бортах параллельно спинке расположены линейные орнаменты в виде зигзагов и узоров, образованных двойными и одинарными ромбами-головками. Крупные секции заполнены двумя типами орнамента, названий которых установить не удалось. Подобные узоры встречаются на более ранних (конца XIX – начала ХХ в.) изделиях из бересты и, вероятно, наиболее архаичных. Возможно, данные изображения являются архетипом более поздних орнаментов с названием «соболь». Орнамент ножной части представляет собой фрагмент линейного узора «хор оңат» – «рога хора». У казымских хантов оленьи рога – символ изобилия и защищенности. Поступила из МН СССР в 1948 г.