Экспонаты
Колыбель дневная – «хатл’еван онтып». Ханты
Колыбель дневная – «хатл’еван онтып». Ханты
Название
Колыбель дневная – «хатл’еван онтып»
Народ
Датировка
Организация
Музей народов СССР
Материал
Дерево; дерево (береста); нити: растительные: хлопчатобумажные; нити: животного происхождения: сухожильные; кожа
Техника
Обработка дерева: резьба; обработка дерева: вываривание; обработка дерева: гнутье; обработка кожи и меха: сшивание
Размер
Дл. – 82,0; шир. – 30,0; выс. – 36,0
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
РЭМ 8761-11073/2
Аннотация
Колыбель с полуовальным дном и высокой, закругленной в верхней части спинкой. Верхний край с внутренней стороны укреплен тонким стволом дерева (черемухи или рябины). Спинка и борта разделены на секции при помощи очищенного от коры и расщепленного пополам прута. Слои бересты и деревянные детали сшиты сухожильными нитями. В центральной части спинки с внешней стороны пришита кожаная петля, в которую продет ремень, для фиксации ребенка. Такие же ремни закреплены по краю с внутренней стороны. Спинка разделена на семь секций: четыре треугольные в верхней части, две прямоугольные полосы в средней и одна в нижней. Все секции заполнены геометрическим орнаментом и имеют рамку из прямых и наклонных полос. В верхней секции изображена ««птица сна»». Чуть ниже – секции со свободным орнаментом. В нижнем треугольном сегменте – по верхнему краю изображен зигзаг (названия у казымских хантов: «щакаряӊ ханши» – «зигзагообразный узор»; «мет так ханши» – «самый крепкий узор»). В двух секциях средней части изображен симметричный узор. В правой части его можно прочитать как «мойпар кус» – «когти медведя», в некоторых вариантах, «охсар куш олаӊ» – «локоть лисицы узор» (у казымских хантов – «вухсар кунш олаӊ» – «лисицы локоть»). В левой части этот же узор зеркален. Прямых аналогий в литературе найти не удалось. Мотив «оленьи рога» располагается на колыбели у ног ребенка. В самой нижней части спинки процарапан линейный орнамент «елащ лойты нуваӊ ай хор» – «в разные стороны торчащие ветви рога хора» или «ун шовр пал ханши» – «большого зайца уши узор». Орнаменты на левой и правой сторонах бортов одинаковы. В узких секциях процарапаны одинарные или двойные зигзагообразные линии. В широких, ближе к спинке – «ай хор оӊат» – «рога маленького хора» или «шовр пал» – «заячьи уши»; ближе к ножной части – орнамент, называемый «березовая ветвь». Поступила в МН СССР после Сельскохозяйственной выставки 1923 г.; в РЭМ – в 1948 г.