Вернуться
Экспонаты

Валашка. Словаки

Название:

Валашка

Народ:

Словаки

Территория по музейной документации:

Словакия, г. Ждяр

Датировка:

20-30-е годы ХХ века

Собиратель:
Тверской С. В.
Темы:

Военное дело, холодное оружие

Материал:

Дерево; металл: латунь; металл: медь

Размер:

Дл. - 94,5

Коллекция:

Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Коллекционный номер:

РЭМ 12670-1

Аннотация:

В собрании РЭМ характерные для всех народов Карпатского региона топорцы-посохи (трости) относительно полноценно представлены только западно-украинским, прежде всего, гуцульским материалом, в то время как не менее яркая и самобытная традиция народов Западной Европы – лишь единичными экземплярами. Приобретенный музеем у коллекционера С.В. Тверского топорец «валашка» – исключительно ценное поступление, существенно обогатившее источниковую базу как для исследования специфики бытования данного типа предметов в пределах карпатского ареала, так и для разработки сюжетов, связанных с этнической культурой горных словаков. Трости с рукоятью-навершием в виде топорика (либо молоточка с крюком) широко бытовали в культуре населения Карпат под разными названиями: «топорец», «бартка», «валашка», «секирка», «обушок», «цюпага», «чекан» и др. Конструктивные и функциональные особенности таких посохов непосредственным образом связаны с природно-географическими условиями региона, традиционными хозяйственными занятиями горцев (овцеводство, рубка и сплав леса). Генетическая связь с горной пастушеской культурой проявляется в распространенном в Словакии названии топорца – «валашка» (от «валах» – пастух). В XVII – XVIII вв. актуализируется боевая функция «валашек», являвшихся основным оружием горных разбойничьих отрядов, выступавших под знаменем антифеодального движения. С именем легендарного Юрая Яношика – отважного предводителя «збойницких» (разбойничьих) отрядов в исторической памяти словаков связана народная борьба за социальное и национальное возрождение. Неотъемлемыми атрибутами мифологизированного образа Яношика стали выразительно воспетые в словацком фольклоре (прежде всего в текстах так называемого «Збойницкого цикла») пояс и волшебная «валашка», символизирующая непобедимость и бесстрашие народного героя. На рубеже XIX–XX веков прежнее утилитарное значение «валашки» постепенно утрачивается, топорец в качестве неотъемлемого атрибута праздничного мужского костюма, традиционного сувенира обретает выраженный статус одного из символов национальной культуры словаков. Памятники музеев Словакии свидетельствуют о существовании нескольких региональных традиций производства «валашек», отличающихся как формой секирок, так и характером декоративной отделки. Поступивший в РЭМ образец относится к спишско-магурскому типу (по названию горного массива Спишска-Магура в области Спиш на северо-востоке Словакии) – традиции словацко-польского пограничья. На верхней грани набалдашника указано место изготовления топорца – село «ZDIAR» (Ждяр), где наиболее известными мастерами середины XX века были Матей Питоняк и Микулаш Ваверчак, выделывавшие аналогичные посохи. Будучи сувенирным изделием, «валашка» изобилует символикой, подчеркивающей значимость образов карпатского высокогорья (прежде всего, горного массива Татры) в трансляции этнокультурной идентичности словаков: центральными мотивами растительного орнамента в чеканном узоре являются изображения горных цветов – эдельвейса и колючника, а на одном из декоративных ободков топорища выгравирован геральдический мотив герба Словакии – абрис горной вершины с двойным крестом. Выраженную функцию символа национальной культуры, очевидно, имеет ещё одна «валашка» из более ранних коллекций РЭМ – дар к 70-летию И.В. Сталина (1949 г.) от офицеров и бойцов Чехословацкой народной армии.