Вернуться
Экспонаты

Онгон Борто (маска) - родовой онгон (дух-покровитель). Буряты

Название:

Онгон Борто (маска) - родовой онгон (дух-покровитель)

Народ:

Буряты

Территория по музейной документации:

Восточная Сибирь, Иркутская губерния, Балаганский уезд

Датировка:

кон. XIX в.

Материал:

Дерево (лиственница); мех: натуральный: шкура (овца домашняя - Ovis aries); металл (железо)

Размер:

Дл. – 33,0; шир. дерев. основы – 20,8; шир. с «ушками» – 25,5

Коллекционный номер:

РЭМ 1635-29/1

Аннотация:

Изображал старца Борто: по одной легенде он был воином рода Хангин, переселившегося в XVII веке из Маньчжурии; по другой легенде – великим шаманом. При переселении он, будучи не в состоянии из-за глубокой старости следовать за своими сородичами, принял добровольную смерть. Его сын шаман Хортон отрубил ему голову, привязал ее к концу своей косы и взял с собой в Приангарье. По дороге истлевшая голова была захоронена на одном из перевалов. Буряты придавали голове исключительное значение, полагая, что после смерти человека его жизненная сила (сулдэ), оставаясь в черепе, оказывает влияние на окружающих. Поэтому вместо захороненной головы был сделан деревянный маскоид, который стал почитаться как родовой онгон (дух-покровитель) хангинцев. В Прибайкалье почитание онгона Борто вышло за пределы этого рода и распространилось среди балаганских бурят. В дальнейшем этот онгон получил почтительный эпитет Борто убгэн - старец Борто. Согласно другой легенде, этот старец считался великим бурятским шаманом. Хранился в юрте подвешенным на стене при помощи ременной петли, прикрепленной к тыльной стороне онгона, и почитался как дух предка - покровителя бурят.

Публикации:
На грани миров. Шаманизм народов Сибири: из собрания Российского этнографического музея / отв. ред. В. В. Горбачева, К. Ю. Соловьева. М.: Художник и книга, 2006. 289 с. Москва 2006
Выставки:
Шаманизм народов Сибири г. Любляна 2019
Маски: грани традиции (Дудинка) 2024
Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока