Вернуться
Экспонаты

Поле для игры. Узбеки

Название:

Поле для игры

Народ:

Узбеки

Территория по музейной документации:

Хорезмская область, Янги-Арыкский район

Датировка:

1950-е гг.

Материал:

Ткань полушелковая, ткань хлопчатобумажная

Размер:

дл.поля - 62,0; шир.- 13,5; 2-8) дл. раковин от 1,6 до 2,0; 9-16) выс. 3,0 и 2,5

Собиратель:
Семибаев К Х
Коллекционный номер:

РЭМ 7768-1/1

Аннотация:

Чисто локальным явлением является игра «пачиз», в которую (вплоть до середины XX в.) играли узбеки Хорезмского оазиса. Это игра была тесно связана с молодежными подразделениями мужских товариществ, в быту она не имела распространения. В пачиз играли два или четыре игрока. На игровом поле крестообразной формы расположены 96 клеток. По клеткам передвигаются пешки от конь. Их по четыре у каждого игрока. Каждая пешка, после выхода из центра поля, именуемого талак, должна обойти по периметру все поле игры и снова вернуться в центр. Каждый ход определяется количеством очков, выпавших при очередном броске семь игральных костей – раковин. При броске количество очков считалось в зависимости от того, какой стороной упала кость. В процессе передвижения по игровому полю пешка может быть убита противником и в этом случае должна начинать свой путь из талак заново. Выигрывает тот, кто первый привел все четыре пешки в центр поля. Игральные кости были необычны для региона – раковины каури, которые покупали в готовом виде на базаре, иногда игроки делали их сами. Для этого требовалось спилить спинки у раковин, тщательно выровнять края и через образовавшееся овальное отверстие залить в раковину свинец или медь. Игровое поле пачиз – пачиз дастурхони (скатерть пачиз) – делали из ткани и вышивали женщины или мужчины-ремесленники. Вне игры поле складывалось и пешки помещались в его особом кармане в центре. На мужских собраниях игру, после того как избранный руководитель данного мужского товарищества давал разрешение, начинали после первой перемены в трапезе, после чая. Играли с азартом, высоко подбрасывая кости, с громкими восклицаниями, пожеланиями удачи. Игроков окружали зрители, принимающие самое активное участие в этом процессе. Интересна цель, ради которой азартные игроки часами проводили время за пачизом. В эту игру никогда не играли на деньги, это было строго запрещено уставом мужских товариществ. Дух этой игры, ее основное зерно – это то, что проигравший полностью попадает в полное распоряжение победителя. Назначение штрафа или «наказания» зависело только от фантазии победителя. Характер «наказания», когда проверку на прочность проходило душевное здоровье, выносливость, а нередко храбрость, и даже сама жизнь испытуемого, связывает эту игру с институтом возрастных объединений, восходящим к мужским союзам. Более всего испытания, которым подвергались проигравшие юноши походят на обряды инициации. Интересно, что люди старшего поколения в пачиз не играли, объясняя это тем, что в этом возрасте неудобно подвергать себя насмешкам и различным экзекуциям.

Выставки:
«Красное - жёлтое - белое» (Коралл, янтарь, жемчуг, раковины в традиционной культуре народов Евразии) г. Санкт-Петербург 2018-2019
«Смелый ход»: настольные игры народов Евразии г. Санкт-Петербург 2024-2025
Темы:

Игровая деятельность (народный театр, игры, развлечения), игры

Коллекция:

Культура народов Средней Азии и Казахстана