Диапозитив: Похоронная процессия на острове.
Русские
Эстонская республика, Печорский уезд
1935-1936 гг.
Фотопленка
6 x 6
Фотоколлекции РЭМ
РЭМ 9202-91
«Ветер. Небо пасмурно. На озере непогода. Старенький священник с развевающимися на ветру седыми волосами ходит с иконой, которую несут перед ним, из дома в дом. Вот они уже прошли всю деревню и приближаются к берегу. Думают ли они переезжать в такую непогоду? Был случай, что переполненная народом лодка перевернулась, и священника пришлось за волосы вытаскивать из воды. Умирающий мир, оставленный народ!» (Записи М.Р. Малаховой. Л. 89). На фотографии отчетливо видно, что похоронная процессия направляется к берегу, откуда родственники и близкие усопшего в лодках должны будут отправится на погост, расположенный на материке (например, в дер. Лисье), где и состоится погребение, поскольку на островах Обозерья нигде не было кладбищ, за исключением острова Колпина, где находилась церковь Спаса-Преображения. Следует подчеркнуть очевидные различия в динамике обрядов русского населения Псково-Печорского края и остальной Псковщины в 1920–1930-е гг. Роль церкви в жизни русского населения Печорского уезда Эстонии была гораздо выше, а стремление подчеркнуть русскую идентичность приводило к насыщению обрядов фольклорными текстами и действиями. «Сами похороны строго регламентировались монастырскими и приходскими священниками, фактически проводились под их надзором и отражали канонический взгляд на загробную жизнь. Внецерковные ритуалы были направлены на охранение оставшейся семьи и заключались в основном в запретах на деятельность в доме покойника и убранства жилого пространства.» (цит. по: Новожилов А.Г. Семейная обрядность русских Печорского края. // Экспедиция Музея человека… С.695 – 68).
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.