20.09.2022
русские; сету
Настоящий альбом продолжает публикацию фотографий Марии Романовны Малаховой из собрания Российского этнографического музея, раскрывая новый аспект культуры коренного населения (русских и сето) Печорского края в 1930-е гг., когда данная территория находилась в составе Эстонской Республики. В отличие от первого альбома, который был посвящен местной этноконфессиональной культуре, здесь представлены снимки, на которых зафиксированы сцены из повседневной жизни, связанные с традиционными основными и подсобными занятиями печорских крестьян. Необходимо отметить, что, согласно статистическим сведениям 1905 г., Псковский уезд Псковской губернии по уровню социально-экономического и культурно-образовательного развития не входил в число передовых провинций Российской империи. Первая мировая война, революция 1917 г. и их последствия усугубили бедственное состояние местной экономики, сказались на жизни и судьбах всех ее жителей. Таким образом, молодому Эстонскому государству предстояло решать здесь сложные задачи в области социально-экономической, национальной и культурно-образовательной политики, которые должны были обеспечить выравнивание диспропорции развития между отсталым, кризисным регионом – вновь образованной административно-территориальной единицей – Печорским уездом (эст. Petserimaa) – и другими уездами Эстонии. Важнейшим фактором, оптимизирующим цивилизационные процессы в уезде, было изменение социально-культурного статуса г. Печоры (эст. Petseri): из заштатного города-симбионта Псково-Печерского монастыря он превратился в уездный центр со всеми сопутствующими властными и социальными институтами. Однако, в 1920–1930-х гг. изменился не только социально-культурный, но и символический статус Печорского края, который после октябрьской революции 1917 г. стал излюбленным местом паломничества для русских белоэмигрантов. Уцелевший осколок утраченной Родины – «край большой России», по образному выражению поэта и писателя Юрия Иваска (стихотворение: «Псково-Печерский монастырь», 1937 г.), начинает восприниматься как заповедник русской народной старины. В 1936–1938 гг. из ведущих научных историко-гуманитарных центров Франции, Швейцарии, Чехословакии в Печорский уезд направляются этнографы, фольклористы, историки (Л.Ф. Зуров, Б.С. Вильде – Музей человека, Париж; Е.Э. Малер – профессор Базельского университета; Н.Е. Андреев – Институт им. Н. П. Кондакова, Прага и др.). Нацеленные на обнаружение архаики в культурном наследии потомков «кривичей и чуди» (русских и сето), исследователи игнорировали прогрессивные перемены, происходящие в 1920–1930-е гг. в крестьянской среде в социальной и хозяйственных сферах. Подобные предпочтения были присущи и Малаховой Марии Романовне. В этом отношении собрание фотодокументов Малаховой, несмотря на то что она была художницей, а не этнографом, демонстрирует определенный этап в развитии европейской этнографической науки. Но, если принять во внимание, что приоритетной территорией фотофиксации хозяйственной деятельности для Малаховой стало Печорское Обозерье, где основным занятием было рыболовство, то нужно признать, что «старинные» способы производства и орудия труда конца XIX – начала ХХ века, запечатленные ею на снимках, являются отражением объективной реальности, а не субъективным выбором фотографа. Марии Романовне импонировала патриархальная старина, но не умиляла отсталость, более того, судя по записям, которыми Малахова снабдила свои снимки, её глубоко волновала будущность «народа обозерского <…> рослого и породистого, добродушного и гостеприимного» (см.: РЭМ 9202-90). Она переживала за экономический упадок рыболовного промысла, наступивший в результате изменения природных условий (частичного затопления некоторых островов) и утраты исконных рынков сбыта в России, вследствие закрытия границы с СССР (см.: РЭМ 9202-81). В то же время Малахова с надеждой на лучшее будущее островитян фиксировала такие положительные приметы времени, как появление детских «летних площадок», организаторами которых были молодые волонтеры из Русского просветительского общества города Печоры (см.: РЭМ 9202-92). В заключение представим структуру альбома, основу которого составляют две большие группы: «Сельское хозяйство» (19 №№) и «Рыболовство, жизнь и быт рыбаков» (16 №№). Фотодокументы (снимки и записи М.Р. Малаховой) первой тематической группы распределены по сезонам в соответствии с сельскохозяйственным календарем, в последовательности определенного трудового процесса, например: весенняя посевная (пахота, сев, боронование). В качестве примера, свидетельствующего о сохранении в сельском хозяйстве, в частности в льноводстве, традиций XIX века, в альбом были включены несколько снимков, сделанных в Печорском крае в 1911 г. фотографом В.М. Машечкиным (см.: РЭМ 2297-8,10,29,41). Тему конкретной трудовой деятельности сопровождают фотографии сельских пейзажей, поселений или хозяйственных построек, связанные с ней либо временем года, либо – производственным циклом. Переходом от первой ко второй тематической группе служат фотографии семьи рыбаков Поповых из прибрежной деревни Слудицы, иллюстрирующие местные особенности огородничества, собирательства, строительства дома (7 №№). Вторая тематическая группа содержит два подраздела: 1 – рыбный промысел на Псковском озере; 2 – река Пимжа (Пиуза) – главная транспортная артерия Обозерья (рыбаки, плывущие на ярмарку в г. Печоры). Завершают альбом четыре фотографии, символизирующие прошлое, настоящее и будущее в культуре Обозерья 1930-х гг.
Марина Львовна Засецкая, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики; Елена Федоровна Кононова, научный сотрудник ведущей категории отдела фотографии
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.