Вернуться
Экспонаты

Диапозитив: Деревянная часовня в д. Медово. Русские

Название:

Диапозитив: Деревянная часовня в д. Медово

Народ:

Русские

Территория по музейной документации:

Эстонская республика, остров Каменка, Печорский уезд, Кулья волость, дер. Медово

Датировка:

1935-1936 гг.

Фотограф:
Малахова М.Р.
Материал:

Фотопленка

Размер:

6 x 6

Коллекция:

Фотоколлекции РЭМ

Коллекционный номер:

РЭМ 9202-74

Аннотация:

«Кое-где сохраняются еще такие деревянные часовенки. Они стоят как нарядные игрушечки среди пустынного пейзажа. Кроме резных украшений они обыкновенно расписаны разными красками. Внутри также бывают расписан потолок, иконостас и есть интересные иконы». (Записи М.Р. Малаховой. Л. 90.) Часовня свв. апп. Петра и Павла в деревне Медово, на острове Каменка (атрибуция Ахто Раудоя см.: 9202-9, сохранилась, действующая). О самобытных обрядах сето, связанных с этой часовней, была собрана уникальная информация известной исследовательницей сетуской культуры Марэ Пихо. По мнению ученой, зафиксированные обряды, представляют собой рудимент «народного католичества», связанного с культом Св. Антония, который уже в XV веке среди крестьян Ливонии (эстонцев и западной этнической группы сету) почитался как покровитель свиней. День Св. Антония, который сету называли «днем свиного бога» или «свиным днем», они отмечали 16/29 января, когда местные русские рыбаки праздновали зимний день свв. апп. Петра и Павла. «В одной и той же часовне, где в один и тот же день отмечали два разных часовенных праздника, участники никогда не встречались. Сето приходили в часовню рано утром в темноте и тайно, русские из рыбацких деревень — в обед <…> В часовню д. Медово приходили женщины из деревень "Чудского угла" (сет. Tsüdski nulk) с собой брали вареную свиную голову или ее часть <…> Если озеро к этому времени не замерзало, ходили в церкви деревень Лисье или Вярска. Свиную голову, завязанную в женский льняной головной платок и спрятанную в сумку, чтобы не видел священник, возлагали в церкви к освящаемым дарами <…>. Обрядность, связанная с молитвами o здоровье свиней, в качестве католического наследия празднования дня св. Антония была органично включена в традицию местного народного православия. В то же время у сето не сохранилось никаких воспоминаний о католическом происхождении дня Антония и даже имя Антония неизвестно» (подробнее см.: Пихо М. Аспекты христианизации сето // Экспедиции Музея человека … С. 569 – 572). Народное православие: 9202-6, 7, 9, 10, 15, 17, 20, 21, 22, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75. Церковная архитектура: 9202-1, 2/1, 2/2, 3, 9, 13, 22, 38, 39, 68, 69, 74, 75.