Экспонаты
Диапозитив: Деревянная часовня в д. Медово. Русские
Диапозитив: Деревянная часовня в д. Медово. Русские
Название
Диапозитив: Деревянная часовня в д. Медово
Народ
Территория
Эстонская республика, Печорский уезд, Кулья волость, остров Каменка, дер. Медово
Датировка
Собиратель
Малахова М. Р.
Фотограф
Малахова М.Р.
Материал
Фотопленка
Размер
Коллекция
Фотоколлекции РЭМ
Коллекционный номер
Аннотация
«Кое-где сохраняются еще такие деревянные часовенки. Они стоят как нарядные игрушечки среди пустынного пейзажа. Кроме резных украшений они обыкновенно расписаны разными красками. Внутри также бывают расписан потолок, иконостас и есть интересные иконы». (Записи М.Р. Малаховой. Л. 90.) Часовня свв. апп. Петра и Павла в деревне Медово, на острове Каменка (атрибуция Ахто Раудоя см.: 9202-9, сохранилась, действующая). О самобытных обрядах сето, связанных с этой часовней, была собрана уникальная информация известной исследовательницей сетуской культуры Марэ Пихо. По мнению ученой, зафиксированные обряды, представляют собой рудимент «народного католичества», связанного с культом Св. Антония, который уже в XV веке среди крестьян Ливонии (эстонцев и западной этнической группы сету) почитался как покровитель свиней. День Св. Антония, который сету называли «днем свиного бога» или «свиным днем», они отмечали 16/29 января, когда местные русские рыбаки праздновали зимний день свв. апп. Петра и Павла. «В одной и той же часовне, где в один и тот же день отмечали два разных часовенных праздника, участники никогда не встречались. Сето приходили в часовню рано утром в темноте и тайно, русские из рыбацких деревень — в обед <…> В часовню д. Медово приходили женщины из деревень "Чудского угла" (сет. Tsüdski nulk) с собой брали вареную свиную голову или ее часть <…> Если озеро к этому времени не замерзало, ходили в церкви деревень Лисье или Вярска. Свиную голову, завязанную в женский льняной головной платок и спрятанную в сумку, чтобы не видел священник, возлагали в церкви к освящаемым дарами <…>. Обрядность, связанная с молитвами o здоровье свиней, в качестве католического наследия празднования дня св. Антония была органично включена в традицию местного народного православия. В то же время у сето не сохранилось никаких воспоминаний о католическом происхождении дня Антония и даже имя Антония неизвестно» (подробнее см.: Пихо М. Аспекты христианизации сето // Экспедиции Музея человека … С. 569 – 572). Народное православие: 9202-6, 7, 9, 10, 15, 17, 20, 21, 22, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75. Церковная архитектура: 9202-1, 2/1, 2/2, 3, 9, 13, 22, 38, 39, 68, 69, 74, 75.