Экспонаты
Диапозитив: Водоосвящение в часовне св. Иоанна. Русские; сето (сету)
Диапозитив: Водоосвящение в часовне св. Иоанна. Русские; сето (сету)
Название
Диапозитив: Водоосвящение в часовне св. Иоанна
Народ
Русские; сето (сету)
Территория
Эстонская республика, Печорский уезд, г. Печоры
Датировка
Собиратель
Малахова М. Р.
Фотограф
Малахова М.Р.
Материал
Фотопленка
Размер
Коллекция
Фотоколлекции РЭМ
Коллекционный номер
Аннотация
«Вскоре после Пасхи идут другие праздники. Водосвятие в часовне, в кот[орой] находится колодец, из кот[орого] скоро полгорода снабжается водой для питья. Сельские ребята с учительницей пришли из ближайшей деревни и наблюдают за богослужением перед часовней». (Записи М.Р. Малаховой. Л. 18.) Шесть деревенских мальчиков (трое стоят, трое сидят на корточках) наблюдают за участниками крестного хода к «святому колодцу», расположенному в часовне св. Иоанна Предтечи (одноэтажное небольшое здание из белого плитняка). Среди собравшихся людей отчетливо выделяются фигуры женщин-сету в белых длинных кафтанах. Крестный ход с целью водоосвящения в часовне проводился ежегодно в пятницу Пасхальной недели. По воспоминаниям протоиерея, настоятеля Варваринской церкви в Печорах, о. Евгения (Евгений Федорович Пелешев, 1930–2021; см. также: 9202-16): «После литургии шли на источник Иоанна Крестителя на Пачковку. Вместе с монастырским крестным ходом, шли крестные ходы из храма Сорока мучеников и Варваринской церкви. Когда все три хода сливались, получалось грандиозное шествие. Женщины-сету были одеты в свои национальные костюмы. Красота была редкостная» (подробнее см.: В Псково-Печерском монастыре. Воспоминания насельников. 1998. М.: Изд-во «Отчий дом». С. 46–50). Источник почитался священным и целебным среди местного населения еще до строительства часовни. Согласно преданию, записанному Л.Ф. Зуровым в 1937–1938 гг.: «Раньше часовни Ивана не было. А был просто ключ. Шла женщина, больная глазами, Богу молиться в монастырь, на этом месте остановилась, у ключа глаза помыла — будто потом стала видеть — вода священная. И все приходили и брали воду. И на Пасху, и в Пятницу крестный ход к ручью ходит. Там купцы построили часовню» (см.: Засецкая М., Калинина О. «Народное православие»: к вопросу о характеристике религиозного мировоззрения русского населения Печорского края в материалах Л. Ф. Зурова //Экспедиция Музея человека... С. 587). Каменная часовня была воздвигнута во второй половине ХIХ в. Часовня сохранилась, действующая. Пасха: 9202-12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Народное православие: 9202-6, 7, 9, 10, 15, 17, 20, 21, 22, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75.