Вернуться
Экспонаты

Диапозитив: Водоосвящение в часовне св. Иоанна. Русские; сето (сету)

Название:

Диапозитив: Водоосвящение в часовне св. Иоанна

Народ:

Русские; сето (сету)

Территория по музейной документации:

Эстонская республика, Печорский уезд, г. Печоры

Датировка:

1935-1936 гг.

Фотограф:
Малахова М.Р.
Материал:

Фотопленка

Размер:

6 x 6

Коллекция:

Фотоколлекции РЭМ

Коллекционный номер:

РЭМ 9202-17

Аннотация:

«Вскоре после Пасхи идут другие праздники. Водосвятие в часовне, в кот[орой] находится колодец, из кот[орого] скоро полгорода снабжается водой для питья. Сельские ребята с учительницей пришли из ближайшей деревни и наблюдают за богослужением перед часовней». (Записи М.Р. Малаховой. Л. 18.) Шесть деревенских мальчиков (трое стоят, трое сидят на корточках) наблюдают за участниками крестного хода к «святому колодцу», расположенному в часовне св. Иоанна Предтечи (одноэтажное небольшое здание из белого плитняка). Среди собравшихся людей отчетливо выделяются фигуры женщин-сету в белых длинных кафтанах. Крестный ход с целью водоосвящения в часовне проводился ежегодно в пятницу Пасхальной недели. По воспоминаниям протоиерея, настоятеля Варваринской церкви в Печорах, о. Евгения (Евгений Федорович Пелешев, 1930–2021; см. также: 9202-16): «После литургии шли на источник Иоанна Крестителя на Пачковку. Вместе с монастырским крестным ходом, шли крестные ходы из храма Сорока мучеников и Варваринской церкви. Когда все три хода сливались, получалось грандиозное шествие. Женщины-сету были одеты в свои национальные костюмы. Красота была редкостная» (подробнее см.: В Псково-Печерском монастыре. Воспоминания насельников. 1998. М.: Изд-во «Отчий дом». С. 46–50). Источник почитался священным и целебным среди местного населения еще до строительства часовни. Согласно преданию, записанному Л.Ф. Зуровым в 1937–1938 гг.: «Раньше часовни Ивана не было. А был просто ключ. Шла женщина, больная глазами, Богу молиться в монастырь, на этом месте остановилась, у ключа глаза помыла — будто потом стала видеть — вода священная. И все приходили и брали воду. И на Пасху, и в Пятницу крестный ход к ручью ходит. Там купцы построили часовню» (см.: Засецкая М., Калинина О. «Народное православие»: к вопросу о характеристике религиозного мировоззрения русского населения Печорского края в материалах Л. Ф. Зурова //Экспедиция Музея человека... С. 587). Каменная часовня была воздвигнута во второй половине ХIХ в. Часовня сохранилась, действующая. Пасха: 9202-12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Народное православие: 9202-6, 7, 9, 10, 15, 17, 20, 21, 22, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75.