Экспонаты
Диапозитив: Женщины на Титовом камне. Русские
Диапозитив: Женщины на Титовом камне. Русские
Название
Диапозитив: Женщины на Титовом камне
Народ
Территория
Эстонская республика, Печорский уезд, г. Печоры
Датировка
Собиратель
Малахова М. Р.
Фотограф
Малахова М.Р.
Материал
Фотопленка
Размер
Коллекция
Фотоколлекции РЭМ
Коллекционный номер
Аннотация
«На дне оврага за монастырем лежит один большой валун, кот. носит название "Китов камень", а по правильному Титов камень. Один раз в году весной этот камень имеет целебную силу. В этот день с утра до вечера ходят туда больные, верующие в исцеление, прикладываются к камню больными местами. При этом обязательно нужно что-то съесть. До поздней ночи вдоль оврага идет гулянье, песни, пляски. Горят по оврагу костры, идет пьянство. На снимке три женщины, расположившиеся на камне». (Записи М.Р. Малаховой. Л. 25.) Три женщины, полулежащие на Титовом камне, расположенном на дне оврага. На заднем плане — несколько детей, гуляющих вокруг камня. Первое подробное описание Титова камня и связанных с ним преданий и обрядов праздника «во вторник на Фоминой неделе в Радуницу» было сделано Ю. Трусманом в его очерке «Полуверцы Псково-Печорского края», опубликованном в 1890 г. в журнале «Живая старина». Там же Трусман отмечает, что «поклонение камню прекратилось с тех пор, как архимандрит монастыря Антоний (в 1835–1844 гг.) поехал на место праздника с головой пригорода и палкою разогнал всех приносивших жертву, опрокинул и разбил чашки и ведерки с маслом и творогом» (Трусман Ю. Полуверцы Псково-Печерского края // ЖС. 1890. Вып. I. Отд. 1. С. 40). Исследователь ошибался, традиция почитания Титова камня сохранялась вплоть до 1960-х гг., о чем свидетельствуют полевые материалы русских и эстонских этнографов и краеведов XX в., занимавшихся изучением культуры Псково-Печорского края. Народное православие: 9202-6, 7, 9, 10, 15, 17, 20, 21, 22, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75.