Вернуться
Экспонаты

Фибула – нагрудное украшение женщины фертильного возраста. Сето (сету)

Название:

Фибула – нагрудное украшение женщины фертильного возраста

Народ:

Сето (сету)

Территория по музейной документации:

Псковская область, Печорский район, пос. Велье

Датировка:

Кон. XIX в.

Материал:

Серебро

Техника:

Металлообработка: выколотка; металлообработка: чеканка; металлообработка: гравировка; металлообработка: ковка; металлообработка: монтировка; металлообработка: волочение; металлообработка: торсировка

Размер:

Диаметр - 25,3; высота - 12,0

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 10046-3

Аннотация:

Suur sõlg (суур сыльг) – «большая пряжка» (сето) – фибула – празднично-обрядовое нагрудное украшение женщины фертильного возраста, изготовлена из низкопробного серебра в технике дифовки, чеканки, насечки, плоскостного двухмерного гравирования; имеет форму усеченного конуса с отогнутым краем у основания. Центральное отверстие обрамлено ободком с насечкой, вокруг которого загнута короткая игла – застежка. Внизу пряжка украшена четырьмя опоясывающими рядами чеканных «зерен» (псевдозернь) и ободком с насечкой; еще один ряд «зерен» бóльшего размера расположен на отогнутом крае фибулы. Композицию определяют четыре крупных орнаментальных мотива, расположенных на взаимно-перпендикулярных осях. На продольной оси – внизу (согласно традиции ношения) – интерпретация коронованного гербового двуглавого орла Российской империи с опущенными крыльями; на сгибах крыльев, предположительно, Андреевский крест (с лентой?); над головами – схематичное изображение короны Российской империи, на груди орла – крест; в клювах и в лапах – ветви. На противолежащей стороне фибулы – трехъярусный мотив «короны», получивший распространение в ювелирном искусстве Лифляндии еще во времена шведского владычества – в XVII в.; во второй половине XIX в. – в модифицированном виде превратился в один из главных элементов композиции сетоских фибул, наряду с Российским гербовым орлом. Обруч «короны» (вытянутая эллиптическая фигура) расположен у центрального отверстия с иглой, над головами гербового орла, а ее «зубцы» – девятилучевая полурозетка – у основания корпуса. В центре «короны» на ромбовидном щитке, размещен равноконечный крест с лучами, исходящими из средокрестия. На поперечной центральной оси – два одинаковых медальона, внутри – шестилучевые розетки. Между четырьмя основными орнаментальными мотивами – разнонаправленные ветви с пышными листьями «аканфа». Композиция фибулы практически полностью повторяет работу ювелира конца XIX – нач. ХХ в. из г. Печоры, известного по именному клейму мастера: «ОПТ» (из частной коллекции), опубликованную в книге Каалу Кирме «Эстонские фибулы» (Kirme K. Eesti soled. Tallinn: kirjastas «Kunst», 1986. Lk. 113 (ill. 213). Однако, фибулу из собрания РЭМ отличает более изящная и профессиональная манера гравирования, более тщательная и осознанная детализация орнаментальных мотивов. Предположительно, данная фибула была изготовлена печорским ювелиром, старшего поколения, прошедшим обучение у цеховых мастеров Лифляндии, и ее композиция послужила образцом для более молодых местных мастеров. Суур сыльг была важнейшим компонентом «серебряного наряда» (hõpõkraam) или «серебра» (hõpõ) – комплекса нагрудных украшений, надевать который имели право девушки, достигнувшие 16–18 лет, молодухи и женщины фертильного возраста. В этой возрастной группе женщин количество украшения достигало максимума. Помимо большой конусообразной фибулы в состав праздничного наряда входили различные ожерелья, цепочки с разнообразными подвесками. В составе многих из них были кресты, монеты, медали, образки. В дни церковных праздников поверх ожерелий обязательно надевали один или несколько наперсных крестов.

Выставки:
Шкатулка драгоценностей (традиционные украшения народов Евразии XVIII – ХХ вв.) г. Ханчжоу 2024-2025
Шкатулка драгоценностей (Минск) Минск, республика Беларусь 2022
Шкатулка драгоценностей г. Тяньцзинь 2019
Шкатулка драгоценностей г. Баку 2022