Вернуться
Экспонаты

Полотенце на икону. Сето (сету)

Название:

Полотенце на икону

Народ:

Сето (сету)

Территория по музейной документации:

РСФСР, Псковская область, Печорский район, дер. Кошельки

Датировка:

кон. XIX в.

Темы:

Религиозный культ, христианство, православие; Ремесло. Текстиль, ткацкое; Ремесло. Текстиль, вязальное

Материал:

Нити: хлопчатобумажные; нити: шерстяные; ткань: хлопчатобумажная; ткань: полушерстяная

Техника:

Обработка текстиля: ткачество; обработка текстиля: вязание (крючком)

Размер:

Дл. - 138,0; шир. - 29,0; дл. кружева - 13,5; шир. кружева - 34,5

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 10131-19

Аннотация:

Püharät (пюхарят) – «святое полотенце» (сето) – «образник» (мест. рус.) – полотенце на икону, домотканое, изготовлено в технике уточного репса в сочетании с браным узорным двухуточным переплетением. В основе белые хлопчатобумажные нити, в утке – белые и красные хлопчатобумажные нити, разноцветная шерсть и блестящая мишурная нить. Красная плотная репсовая ткань (фон полотенца) украшена широкими поперечными полосами геометрического и геометризованного растительного орнаментов, набранными красными гарусными шерстяными нитями. Основными элементами узорных рядов (1-3, 5-7) являются различные модификации ромбов (процветших ромб, ромб с гребенчатыми или продленными за вершины сторонами), вписанные в прямоугольники, центры которых акцентированы прямыми крестами. Орнаментальный мотив четвертого ряда – косой крест, составленный из пяти четырехлепестковых розеток. Раппорт каждой из семи орнаментальных композиций построен на чередовании позитив изображения с негативом. Между основными орнаментальными композициями расположены узкие полосы – ряды прямоугольников, скомпонованные из разноцветных «столбиков». Относительно центральной поперечной оси, композиция из семи узорных полос на правой половине полотенца является зеркальным отражением композиции левой половины. Концы полотенца украшены широкими полосами кружева с фестончатым краем, вязаным крючком из белых хлопчатобумажных нитей. В орнаменте кружева: модификации изображения прямого креста и ромбы. По сведениям собирателя Б. А. Лейса, полотенце было соткано в 1880 – 1890-е гг.; в начале 1950-х гг. было снято с иконы и заменено новым, более «модным». Данное полотенце одно из самых старинных в собрании музея, где при тканье узорных полос были использованы, так называемые, «рижские нитки» –дорогостоящая гарусная пряжа, которую сето приобретали в Риге, для изготовления головных повязок на линик – традиционный полотенчатый головной убор замужней женщины-сето. На следующем этапе эволюции композиции сетоских полотенец на иконы можно наблюдать не только замену хлопчатобумажных красных нитей утка на шерстяную пряжу домашнего изготовления или покупную, но также изменение общего колористического решения. В начале ХХ в. красный цвет уступил место вишневому, темно-вишневому, бордо, а затем, уже в 1920–1930-е гг., уточная шерсть в некоторых приходах Сетомаа приобрела коричневый оттенок. Аннотация: М.Л. Засецкая