Вернуться
Экспонаты

Негатив: Группа из девяти человек. Сето (сету)

Название:

Негатив: Группа из девяти человек. Негатив:

Народ:

Сето (сету)

Территория по музейной документации:

Эстонская республика, Печорский уезд, г. Печоры

Датировка:

1930-е гг.

Материал:

Стекло

Размер:

10 x 15

Коллекция:

Фотоколлекции РЭМ

Коллекционный номер:

РЭМ 10158-51

Аннотация:

Групповой портрет фольклорного сетоского сельского молодежного коллектива. На переднем плане сидят двое юношей (один держит на коленях гармонь) и две девушки в городских одеждах. Предположительно, все они музыканты. Во втором ряду (стоят) пять девушек сето: четыре из них одеты в полные празднично-обрядовые комплексы, которые напоминают облачения «подруг невесты». В отличие от них девушка, стоящая в центре, одета скромно, на голове у нее белый платочек, белый кафтан плотно запахнут, видна только большая «сыльг». Есть основания предполагать, что она должна была изображать «просватанную невесту», которая после помолвки и до свадьбы «ходила смиренной, во всем беленьком». В такой одежде она обходила соседние дома, приглашая односельчан на свадьбу, участвовала в обряде «прощания с подругами». Прощание – старинный предсвадебный ритуал сето заключался в том, что невеста, обходя стоящих по кругу подруг, кланялась каждой из них и пела ей особую прощальную песню-импровизацию, в которой вспоминала то, что её связывало именно с этой девушкой, по окончанию песни дарила кольцо. Считалось, что кольца, подаренные невестой, принесут новой владелице счастье. Учитывая, что в 1930-е гг. одним из популярных действий для инсценировки на фестивалях и праздниках культуры, были сюжеты, связанные с народной свадебной обрядностью в исполнении самих носителей культуры, можно предположить, что молодежный коллектив готовил постановку этого обряда. Отметим, что в реальной действительности надевать большую «сыльг» невеста не имела права ни во время предсвадебных обрядов, ни во время свадьбы. По поверьям сето, «сыльг» была носительницей «родовой силы» семьи. Вступая в дом жениха, невеста-«чужеродка» должна была быть «чистой, пустой» без «сыльг», чтобы сила рода невесты не повредила жениха. Спустя некоторое время молодой жене новую «сыльг» дарил свекор или муж. Однако, в ХХ веке этот обычай уже не соблюдали повсеместно. Съемка в фотоателье г. Печоры.