19.12.2023
сето; русские
В альбоме представлены фотографии, собранные корреспондентом музея Бруно Александровичем Лейсом. Все они посвящены его соотечественникам: сето (православная финноязычная народность) и русским Печорского края.
Засецкая М.Л., научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики; Кононова Елена Федоровна, научный сотрудник ведущей категории отдела фотографии
В альбоме представлены фотографии, собранные корреспондентом музея Бруно Александровичем Лейсом. Все они посвящены его соотечественникам: сето (православная финноязычная народность) и русским Печорского края. Со слов коллекционера, стеклянные негативы были обнаружены им во второй половине 1960-х годов в подвале одного из предназначенных к сносу домов в г. Печоры, где они хранились в старом деревянном ящике. Бруно Александрович перевез свою находку в Ленинград, поскольку в это время он проходил обучение на курсах фотокорреспондентов, посещал занятия в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной в качестве вольнослушателя и параллельно руководил фотолабораторией при клубе милиции Смольнинского района города. В последующее десятилетие его коллекция пополнилась новыми снимками, большинство из которых, именные, были подарены Лейсу его друзьями и знакомыми печорянами. В 1980 году Бруно Александрович безвозмездно передал негативы и фотоотпечатки Государственному музею этнографии народов СССР (ныне Российский этнографический музей, РЭМ). В предыдущих альбомах РЭМ по истории и культуре Печорского края 1930-х годов были опубликованы фотографии художницы Марии Романовны Малаховой, которая стремилась зафиксировать сцены повседневной и праздничной культуры, не привлекая внимания людей, попавших в объектив фотокамеры. В отличие от них все фотографии из собрания Б.А. Лейса следует отнести к разряду постановочных снимков. Имена фотографов нам неизвестны, но, весьма вероятно, что одним из них является русский и эстонский фотохудожник Гавриил Кириллович Кириллов (1891–1973), снискавший еще в Петрограде (Ленинграде) славу фотопортретами Ф.И. Шаляпина и А.А. Ахматовой. Уроженец деревни Мелдова Печорской волости, Г.П. Кириллов вернулся на свою малую родину в 1937 году и открыл в городе Печоры фотостудию «Kodumaa» («Родина»). Но фотографии, опубликованные в книгах, посвященных печорской истории, свидетельствуют, что первые снимки горожан были им сделаны в 1920-е гг., когда Кириллов еще проживал в Таллине. Однако помимо фотостудии Кириллова, в 1920–1940-е годы в Печорах работали и другие профессиональные фотографы, поскольку первое «фотографическое заведение», по сведениям из Памятных книг Псковской губернии, появилось в городе еще в начале ХХ века. Большую ценность представляют «парадные» (одиночные, парные, групповые) крестьянские портреты сето и русских, сделанные во время вхождения Печорского края в состав Эстонской республики (1920–1940). Уникальными для собрания нашего музея являются фотографии-презентации молодежных фольклорных и школьных коллективов этого периода, а также портреты печорского духовенства 1930–1960-х годов. Все вместе фотографии, впервые публикуемые в настоящем альбоме, составляют неповторимую галерею-ретроспективу образов, демонстрирующих самобытность местных антропологических типов, нравов и характеров, устойчивую приверженность к традиционным этнокультурным стереотипам и первые признаки их неизбежной трансформации под влиянием цивилизационных процессов ХХ века.
В альбоме на большинстве фотографий присутствуют женщины-сето в традиционных костюмах, которые продолжают бытовать в качестве празднично-обрядовых комплексов и по сей день. «Наши матери также одевались, – объясняли они: Святая Дева Мария носила такую же одежду, и было бы грешно заменить ее другой» (Гурт Я. О псковских эстонцах, или так называемых «сетукезах» // Известия ИРГО. Том XLI. 1905. СПб.: 1906. С. 7.).
Этноконфессиональный сарафанный комплекс женской одежды православной финноязычной народности сето, которых в XIX веке называли «псковскими эстами», «полуверцами», позднее – в ХХ веке – «эстонцами-сету», сложился в конце XVIII – первой четверти XIX века. В 1920–1930-е годы он состоял из черного суконного косоклинного сарафана – «сукмана» (sukman), белой рубахи с пышными рукавами, украшенными узорным тканьем – хамых (hamõh), и пояса (сето vü, эст. vöö). Дополнительным компонентом являлся передник. Нередко, поверх сарафана, даже летом, сето надевали белый суконный распашной кафтан – «рябик» (räbik) или его осенне-зимний вариант – «сярг» (särg). Девушки носили платки на покромку или венки на твердой основе. Головным убором замужней женщины был «линик» – длинное льняное головное полотенце (linik), поверх которого повязывали «пявю» (pävü) – шерстяную головную повязку, и надевали платок, чаще всего также белого цвета. Праздничный костюм сето дополнял «серебряный наряд» – комплект шейно-нагрудных украшений, в состав которого входили: большая конусообразная фибула – сыльг (сето, эст. suursõlg), различные ожерелья с фигурными подвесками и монетами, а также цепи с крестами и медальонами.
На праздник Успения Пресвятой Богородицы сето по-прежнему надевают народные костюмы. Фото О.В. Калининой. 28.08. 2007 г.
РЭМ 9202-30. День русского просвещения. Женщина в старинном сарафане. Эстонская республика, г. Печоры. Фотограф М.Р. Малахова. 1935-1937 гг.
В 1920–1930-е годы в Печорском крае русский народный костюм продолжал бытовать в сельской местности. В этот период женщины отдавали предпочтение комплекту, состоявшему из кофты, широкой юбки, передника (в будни), платка или повойника на голове. Такой костюм являлся типичным для замужних женщин большинства русских деревень Северо-Запада Европейской России в 1920–1930-е гг. Описанная выше «парочка» заменила традиционный старинный комплекс, состоявший из рубахи, сарафана и повойника с платком (кокошника, повязки). В 1930-е гг. сарафанный комплекс донашивали только пожилые женщины. На женских фотопортретах 1920–1930-х годов можно различить украшения, сходные с теми, что бытовали у сето: цепи с медальонами, броши из монет, в отдельных случаях – малые мониста, которые печорянки носили в сочетании и с народными, и с городскими комплексами одежды.
Будничный костюм русских мужчин состоял как из традиционных предметов одежды (рубахи-косоворотки, надетой навыпуск, поверх штанов, и подпоясанной), так и одежды городского образца: брюк, пиджака и картуза, вошедших в состав традиционного костюма уже в последней четверти XIX века. В праздничной же ситуации молодые мужчины носили исключительно костюм городского типа, включавший в себя модную в эти годы рубаху, заправленную в широкие брюки, пиджак и шляпу/кепку. Отметим, что в указанный период мужской костюм сето претерпел ту же самую трансформацию, что и русский комплекс народной одежды.
В «эстонское время» (местная народная хронология) в Печорах проводились Праздники песни и Дни русского просвещения, в которых участвовали сельские и городские музыкально-песенные коллективы, а также – представители местной русской интеллигенции. Именно с этими праздниками национальной культуры связано зарождение русского фольклорного костюма в Эстонии.
РЭМ 9202-25. День русского просвещения. Хор из г. Изборска. Эстонская республика, г. Печоры. Фотограф М.Р. Малахова. 1935-1937 гг.
Парные (мужчина и женщина) и групповые семейные портреты 1920–1930-х годов в большинстве своем демонстрируют незыблемость патриархального уклада, которые все еще доминировали в крестьянских семьях: глава семьи – мужчина сидит на стуле, за спинкой которого стоит его жена. Сидящие рядом с мужьями женщины, зафиксированные на групповых портретах, либо держат на руках детей младенческого возраста, либо, будучи представителями старшего поколения, сидят рядом с супругом в окружении взрослых детей и внуков.
Все фотографии данного раздела могут быть отнесены к уникальным музейным памятникам. Каждая из них освещает разные аспекты культурно-образовательной деятельности в Печорском крае: развитие школьного и религиозного образования, фольклорное и скаутское движения.
В последнем разделе альбома собраны фотографии, подаренные Б.А. Лейсу его земляками: друзьями и знакомыми. В основном, это любительские снимки, сделанные в конце третьей четверти ХХ века, но среди них встречаются бережно хранимые пожилыми крестьянками фотографии, выполненные профессиональным фотографом в 1920–1930-е годы, когда их владелицы были молоды и полны сил. Все вместе эти фото ХХ века демонстрируют приверженность сето к семейным традициям, любовь к народному костюму. Уникальными в данном разделе являются фотографии 1950–1960-х годов деятелей Русской православной церкви.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.