Вернуться
Экспонаты

Колыбель подвесная. Белорусы

Название:

Колыбель подвесная

Народ:

Белорусы

Территория по музейной документации:

Белорусская ССР, Брестская область, Столинский район, дер. Оздамичи

Датировка:

1940-е гг.

Собиратель:
Лысенко Олег Викторович
Темы:

Воспитание и обучение детей, семейное (домашнее), уход за детьми

Материал:

Дерево; ткань: холст

Размер:

Дл. колыбели - 95,0; шир. колыбели - 45,0; дл. веревок - 60,0; дл. крюка - 52,0

Коллекция:

Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Коллекционный номер:

РЭМ 10616-18

Аннотация:

Колыбель являет собой одну из наиболее архаичных конструкций, широко распространённых в восточнославянском ареале – деревянная прямоугольная рама обтянута домотканым холстом, который, провисая, образует ложе для младенца. В крестьянском быту подвесные колыбели зачастую функционировали и в качестве основного приспособления для переноски детей. Во время полевых работ колыбель с младенцем подвешивали к треноге – конструкции из трех деревянных, пересекающихся вверху шестов порядка 2-х метров высотой. Сверху накидывали текстильный полог, обеспечивавший не только защиту от солнечных лучей и насекомых, но и в соответствии с традиционными представлениями восточных славян реализовывавший идею покрытости пространства, его защищенности от несущего постоянную угрозу внешнего мира. Об этом свидетельствует наличие апотропейного (защитного) орнамента на одном из представленных в белорусских коллекциях РЭМ пологов, по краю которого синими и красными нитками вышита полоска геометрического узора. Колыбели в белорусских хатах прилаживали при помощи крюка к потолочной балке или использовали для подвеса хозяйственные жёрдочки, проходившие в правой части жилища. В этом случае колыбель располагалась в непосредственной близи от спального настила и в пространственном отношении тяготела к одному из сакральных локусов традиционного восточнославянского жилища – печному углу. В колыбель под подушку в качестве оберега подкладывался уголек. Особое внимание уделяли и обереганию пространства над колыской, связанного с семантикой роста, благополучного развития младенца. В белорусских семьях существовали приметы, определявшие правила поведения вблизи колыбели: «если курица перелетит через колыбель, в которой находится дитя, то её следует перебросить обратно через колыбель, в противном случае дитя не будет спать»; «если поперек колыбели, в которой лежит ребеночек, передают что-нибудь, то этот ребенок не будет долго жить». В послереволюционное время такого рода представления и поверья постепенно угасли, однако сама колыбель, продолжала свое бытование в белорусской деревне и во второй половине XX века.