Вернуться
Альбомы

Колыбель у народов Евразии

Дата:

02.07.2020

Серия:
Детство
Народ:

русские; черкесы; армяне; карелы; кеты; бесермяне; удмурты; авамские самоеды; ханты; малорусы; белорусы; чехи; саамы; туркмены; грузины; узбеки

Аннотация:

Колыбель играла особую роль в жизни человека традиционной культуры. Являясь первым домом на жизненном пути, она была окружена множеством предписаний, запретов, примет, которые жестко регламентировали взаимоотношения взрослых и младенца. Все они преследовали одну главную цель – дать защиту младенцу и наделить его в дальнейшем счастливой судьбой. Поэтому в традиции всех народов колыбельное пространство наполнялось многочисленными амулетами и оберегами: подвешивались, крепились на стенках или прятались на дне колыбели крестики, иконки, ножики, ножницы, колокольчики, ложки, пуповины, модели лука, свиные хрящи, кости, зеркальца и т.д. Особый статус колыбели проявлялся как в правилах ее изготовления, обусловленных мифологической картиной мира – в частности, кто, когда и из какого материала должен ее делать, так и в практиках ее использования – устанавливалось время «новоселья» в нее ребенка и продолжительность колыбельного периода, место расположения колыбели и необходимый набор предметов-оберегов, крепившихся к ней. Поражает разнообразие конструкций колыбели у разных народов: в виде деревянного или лубяного ящика; плетеной из лозы, дранки или соломы корзины; сшитого из меха или кожи мешка; деревянной рамы, обтянутой холстом; долбленого или берестяного корытца. Колыбель могла быть дневной и ночной, как у хантов, подвесной, переносной или в виде кроватки-качалки – у восточных славян. У младенца могла быть не одна колыбель, а несколько; например, у саамов для новорожденного изготавливали колыбель поменьше, потом готовили уже большую, у русских для некрещеного новорожденного в качестве колыбели использовалось корыто, затем ребенка перекладывали в плетеную зыбку, а ближе к году – в деревянную колыбель. При всем многообразии колыбелей и способов их использования стратегия обращения с ними решала две главные задачи: иммобилизация младенца, то есть, придание ему некой неподвижности и закрепленности в колыбели, и обеспечение постоянного контакта с матерью, непосредственного или опосредованного материнской одеждой или ее аксессуарами. Все это указывает на переходный статус «колыбельного» младенца, который уже не «там», но еще не «здесь», и на сохраняющееся еще телесное единство его с матерью. Расставание ребенка с колыбелью, как правило, не означало конец ее биографии – она могла передаваться из поколения в поколение, символизируя преемственность и общность жизненных судеб членов семьи или рода.

Авторы:

Руководитель проекта: Д.А.Баранов, зав. отделом этнографии русского народа, кандидат исторических наук Авторский коллектив: Е.А.Андреева, Д.А.Баранов, Р.Ш.Зельницкая, Е.В.Колчина, Л.Ф.Попова, Е.Г.Самсонова, А.В.Христенко