Экспонаты
Колыбель детская «салланчак». Туркмены: йомуды
Колыбель детская «салланчак». Туркмены: йомуды
Название
Колыбель детская «салланчак»
Народ
Туркмены: йомуды
Территория
Туркменская ССР, Красноводская область, Кум-Даг пос.
Датировка
1980-е годы
Собиратель
Яковлев Ю. А.
Темы
Жилище (поселения и постройки)
Материал
Ткань: шерсть; дерево; ткань: хлопчатобумажная; нити: животного происхождения: шерстяные; нити: растительные: хлопчатобумажные
Размер
дл.боковых палок - 110,0; дл.распорок - 43,0
Коллекция
Культура народов Средней Азии и Казахстана
Коллекционный номер
РЭМ 10866-18. V Т-9954
Аннотация
У туркмен бытовала подвесная колыбель «салланчак», состоящая из шерстяного тканого паласа, который с помощью веревок крепился к стенам жилища – передвижного (юрты) или стационарного. Тканое полотно салланчак изготавливалось специально, причем композиция его орнамента и узоры предназначались только для люльки. Изготавливала эту ткань бабушка ребенка, словно передавая ему свое долголетие, мудрость и счастливую судьбу. В процессе ткачества мастерица использовала инструменты, сделанные из древесины почитаемого дерева «дагдан», которую использовали и для амулетов. Веревка «ала-жип», с помощью которой мать раскачивала колыбель, также являлась оберегом и поэтому ее свивали особым образом из черных и белых нитей. Вокруг люльки размещали и другие обереги («дога») – глазчатые бусины, серебряные бубенцы, перья филина и др. Первое положение ребенка в колыбель проводилось по окончании периода ритуальной 40-дневной изоляции чиле и обязательно сопровождалось магическими охранительными действиями. Так, например, под подушку клали нож или ножницы для «рассечения» злых сил, а также хлеб как благопожелательный символ. В колыбели ребенок находился до 1,5 лет. «Счастливые» люльки, в которых выросло не одно поколение здоровых детей, особенно ценились и почитались. «Несчастливые» люльки оставляли на святых местах, но ни в коем случае не уничтожали, поскольку это чревато лишением самого главного – продолжения рода.