Экспонаты
Колыбель дневная – «хатл’еван онтып». Ханты
Колыбель дневная – «хатл’еван онтып». Ханты
Название
Колыбель дневная – «хатл’еван онтып»
Народ
Датировка
Середина ХХ в.
Организация
ВНПОСХ СССР
Материал
Дерево: береза (кора); дерево; кожа; нити: синтетические: капроновые
Размер
Дл. (кузовка) – 40,0; шир. (кузовка) – 24,5; шир. (спинки) – 27,5; выс. (по поверхности спинки) – 30,0; выс. (спинки) – 43,0
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
Аннотация
Ребенок находился в колыбели первые три года своей жизни. Дневная (как и ночная) колыбель изготовлялась из бересты и состояла из полуовального дна, гнутого бортика и высокой спинки, прикрепленной почти под прямым углом к дну. Края бортов и спинки укреляли тонкими деревянными планками и корнем. На дно колыбели помещали берестяное корытце-вкладыш с тремя невысокими стенками, в которое насыпали подсушенные крошки гнилого дерева. Это было своего рода подгузниками. На ребенка надевали рубашку, заворачивали вместе с вкладышем в заячье одеяльце и пеленку, затем зашнуровывали. В дневной колыбели чадо находилось в сидячем положении. В жилище подвешивали колыбель к специальному двухстороннему деревянному или костяному крюку, при помощи ремней на верхней части спинки и бортах. Для качания люльки в нижней части борта прикрепляли ремешок с петлей. Берестяные колыбели делали исключительно женщины. Спинка и борта люльки снаружи были густо орнаментированы. Узоры выполнялись ножом путем соскабливания верхнего слоя бересты. На спинке дневной колыбели, в том месте, где должна была располагаться головка малыша, делали изображение птицы сна «улем уй». Это связано с верой в то, что одна из душ человека имеет образ птицы тетерки, которая во время сна вылетает из тела. Чтобы «закрепить» эту душу и процарапывали изображение тетерки или в некоторых случаях глухаря. Кроме того, чтобы оградить ребенка от злых духов, на дно колыбели в качестве оберегов клали спички, нож или ножницы и кусочек горного хрусталя.