Экспонаты
Игрушка сырная «Коник со всадником». Украинцы: гуцулы
Игрушка сырная «Коник со всадником». Украинцы: гуцулы
Название
Игрушка сырная «Коник со всадником»
Народ
Украинцы: гуцулы
Территория
Украинская ССР, Ивано-Франковская область, Косовский район
Датировка
Собиратель
Гоберман Давид Ноевич
Размер
дл.- 9,5; выс.- 6,5
Коллекция
Культура народов Украины, Белоруссии и Молдавии
Коллекционный номер
Аннотация
Традиция изготовления сырной игрушки своими корнями уходит к обычаям гуцульских пастухов, занимавшихся отгонным выпасом скота на карпатских лугах – полонинах. Из овечьего либо коровьего молока пастухи готовили сырно-творожную массу, служившую сырьём для изготовления колачиков и фигурок животных, которые охотно приобретались местными жителями. Сложившееся преимущественно в мужской среде искусство сырной пластики в XIX–XX веках постепенно обретает черты традиционного женского занятия, приуроченного к праздничным дням – Благовещению, Пасхе, а также связанного с изготовлением атрибутов для свадебной и похоронно-поминальной обрядности. Немаловажным фактором развития традиций сырной игрушки стала её особая популярность у детей, для которых выразительные фигурки являлись не только забавой, но и необычным лакомством. Широкое распространение в сырной пластике украинцев-гуцулов получили фигурки, изображающие животных и птиц: коников, оленей, овец, бычков, курочек. Преобладание зооморфных мотивов в изделиях из сыра указывает на их изначальное восприятие в качестве символов, связанных с архаичным культом животных и идеей плодородия. На это может указывать и местное, гуцульское название сырных фигурок – баранчики. По мере ослабления архаичной семантики возрастала эстетическая, декоративная функция сырной пластики, что проявилось, в частности, в усложнении её форм и декора. Так, появляются фигурки всадников, на туловах лошадок размещают бочонки – бербеницы. Основным способом отделки становится традиционный лепной декор в виде крученых «сырных нитей», а также роспись анилиновыми красками, получившая распространение после 1930-х годов. К художественно-пластическим особенностям гуцульских сырных коников можно отнести рогообразную форму ушей, характерную лепную проработку седла, а также выразительное, передающее напряженную динамику, моделирование ног. Изготовление сырной игрушки получило распространение в горных районах ряда европейских государств – Польши, Словакии, Венгрии, Румынии. На Гуцульщине основными центрами изготовления сырной игрушки стали села Брустури, Речка, Снидавка, Шепот и Шешоры; широкую известность и признание получили проживавшие в этих селениях мастерицы. В отличие от большинства художественных ремесел и промыслов изготовление сырной игрушки никогда не выходило за рамки домашнего производства, что определило его глубокую, устойчивую связь с этнокультурными традициями региона.