Вернуться
Экспонаты

Ковер ворсовый. Киргизы (гыдырча)

Название:

Ковер ворсовый

Народ:

Киргизы (гыдырча)

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Алайская долина, Ферганская область

Датировка:

конец XIX века

Материал:

Нити шерстяные (основа - S2Z, белого, серо-коричневого и коричневого цвета; уток - 1Z, розового цвета; ворс - 2Z, цвета: красный (2 оттенка), желто-оранжевый (выцвел), голубо-зеленый (выцвел до голубого), зеленый, сине-зеленый, темно-синий, белый, коричневый)

Техника:

Обработка текстиля: ковроткачество: ворсовое (узел асимметричный - правосторонний открытый влево; количество узлов в 10 см по основе 28, по утку - 22; количество прогонов утка - 1; заделка боковых кромок - обкрутка дополнительной нитью 4 пар нитей основы по схеме 2х2х2х2; заделка торцевых кромок - торец1. полотняное переплетение, шир. 8,0, нити основы свиты в жгуы, дл. 32,0; торец2. полотняное переплетение, шир. 8,0, нити основы свиты в жгуы, дл. 24,0-29,0)

Размер:

дл. - 304,0-306,0; шр. - 145,0-148,0; выс. ворса - 0,8; дл. бахромы - 32,0/ 24,0-29,0

Коллекционный номер:

РЭМ 14-39

Аннотация:

Большой спрос на постилочные ковры большого размера, ранее производившиеся в ограниченном количестве, поставил перед киргизскими мастерицами новые художественные задачи. Ковровщицы решали его разными способами, в том числе, опираясь на свой опыт производства малых ковровых изделий. В этом случае, традиционная орнаментальная композиция того или иного изделия переносилась на центральное поле большого ковра в виде повторяющихся медальонов. В собрании музея хранится небольшой ворсовый ковер «аяк койчу» более позднего времени, чем представленный ковер, но с аналогичным орнаментом (Киргизская ССР, Ошская обл. 1930-е гг. Кол.6371-8). Этот удивительный пример сохранения традиции говорит о том, что после того, как в первом десятилетии XX в. спрос на киргизскую ковровую продукцию снизился, и производство ковров большого размера практически прекратилось, практика домашнего производства ковровых изделий сохранила устойчивость использования орнаментальных композиций именно в малых, наиболее традиционных для культуры формах. В 1930-е гг., когда происходило возрождение киргизского коврового промысла в системе государственных ковроткацких мастерских, мастерицы, работая над производством постилочных ковров, (см. далее: кол.6237-17), при заполнении прямоугольных ячеек в сетчатой композиции центрального поля, также обратились к художественной традиции приемов оформления мелких ковровых изделий, таких, например, как вещевые мешки «баштык» квадратной формы, на центральном поле которых обычно помещался один крупный медальон, а свободные углы заполнялись вспомогательными узорами.

Темы:

Жилище (поселения и постройки)

Коллекция:

Культура народов Средней Азии и Казахстана