«Хур» - звуковое орудие шамана: варган стержневой, со сборным футляром и ремешком
Буряты (кудинские)
Иркутская губерния, Иркутский уезд
послед. треть XIX в.- начало XXв.
Музыкально-хореографическое творчество, музыкальные инструменты
Металл: сталь (варган); дерево (футляр); кожа; краска
длина - 12,0
РЭМ 1635-16
«Этот хур старый и взят от старика шамана Тэгши, который этим хуром дорожил» (легенда экспоната). «…постоянным спутником кудинского и ольхонского шамана является музыкальный инструмент хур, употребляемый при ворожбе и призывании духов. Хур делается из четырехгранного стального бруска, перегнутого пополам, причем колена к концам несколько более сближены; между обоими коленами укрепляется железная тонкая пластинка, конец которой загнут крючком под прямым углом к плоскости инструмента... При употреблении свободные концы инструмента с кончиком железной пластинки, называемой язычком (хэлэн), кладутся в рот и зажимаются неподвижно зубами; дергая, при открытом рте, рукою за язычок, можно получить слабый дребезжащий звук. Хур носится на цепочке в особом футляре...; ценность украшений пояса и футляра зависят от богатства шамана. Инструмент этот употребляется у иркутских бурят (в вост. части губернии) только шаманами; изготовляют хур также только кузнецы, ведущие происхождение от небесного кузнеца; хорошо сделанный хур при гадании говорит всегда правду, почему и обращают внимание на тщательность его приготовления» (Шаманство у бурят Иркутской губернии Н.Н. Агапитова и М.Н. Хангалова. - Иркутск, 1883. С.119). «Прежде посвящения шамана совершают освящение его орудий — конных тростей, хэсэ, хура и пр. Освящение конных тростей называется амилха—дать жизнь, превратить их в живых коней, которые будут служить шаману средством сообщения с духовным невидимым миром. При освящении конных тростей колят барана и брызгают тарасун хозяину конной трости—Хöрьбоши-Ноён, жене его Дорьбоши-хатун; нижние концы трости смазывают иногда кровью барана; также освящают хэсэ, призывая хозяина хэсэ - Хэнгэр-Саган-Ноён, и хур, призывая хозяина хура—Хурши-Ноён и то западное небо, которое считается создателем кузнечного ремесла, одному из 55 западных тэнгриев, создавшему 99 кузнецов (баруни 55 тэнгэрин 99 дархад), западных белых кузнецов; потом ставят на очаг котел с молоком для добывания тарасуна, положив хур в кувшин, в котором сгущается перегоняемый тарасун (кувшин называется танха), падающий на лежащий в кувшине хур; нужно, чтобы тарасун капал прямо на язычек хура, только при этом условии инструмент будет безошибочно предсказывать и всегда будет услышан богами» (там же, с.137). [о похоронах шамана] «Знаки шаманского достоинства покойника и некоторые другие предметы развешивают по окружающим деревьям… конные трости, хур, плеть, домбо с вином, шапку, и деревянную чашку кладут в небольшой деревянный ящик, длиною до 1 фута; ящик делают после смерти шамана вместе с одеждой; ящик также укрепляется высоко на дереве при посредстве железных обручей» (там же, с.150)
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.