Вернуться
Альбомы

Варган в традиционной культуре народов России и сопредельных территорий

Дата:

08.07.2024

Серия:
Музыкальные инструменты
Народ:

коряки; марковцы; айны; нивхи; ульчи; нанайцы; орочи; удэгейцы; манегры; орочоны; эвенки; якуты; кеты; селькупы; ханты; буряты; тувинцы; алтайцы; киргизы; казахи; таджики; туркмены; башкиры; татары; цыгане европейские; молдаване; гуцулы; хорваты

Аннотация:

В альбоме представлены предметы из богатой музейной коллекции варганов народов Сибири, Центральной Азии, а также образцы из некоторых регионов Европы.

Авторы:

Гаджиева А.А., научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, хранитель музыкальной кладовой

Варган (от лат. organum – орудие, ст.-слав. варга – уста, рот) – музыкальный инструмент группы щипковых идиофонов, согласно систематике Э.Хорнбостеля и К. Закса. Источником звука является язычок, колеблющийся в пластинчатой или стержневой рамке; резонатором выступает полость рта. Создается, по образному выражению Э. Е. Алексеева, «инструментально-голосовой кентавр», в котором человек и предмет объединяются в единый инструмент.

Согласно конструктивным особенностям и способам звукоизвлечения, различают два типа варганов: идиоглотические, в русскоязычной литературе чаще называемые пластинчатыми или рамными (корпус инструмента и язычок вырезаны из единой пластины), и гетероглотические, чаще называемые дуговыми или стержневыми (корпус инструмента и язычок изготавливаются отдельно, а затем соединяются разными способами). Пластинчатые варганы изготавливаются из дерева, кости, тростника, бамбука, реже металла, дуговые – только из металла. На пластинчатых варганах звук извлекается подергиванием шнурка, прикрепленного к основанию язычка, на дуговых – ударами пальца о загнутый кончик язычка инструмента. Археологические данные свидетельствуют о более длительной истории бытования пластинчатых варганов (V в. до н.э.), нежели стержневых (X в.).

Варган известен у многих народов под разными названиями и демонстрирует разнообразие форм, особенностей функционирования, приемов и стилей игры.

Российский этнографический музей хранит богатую коллекцию варганов народов Сибири, представительное собрание памятников из Центральной Азии, а также образцы из некоторых регионов Европы.

Камчатско-Чукотская и Амуро-Сахалинская историко-этнографические области

У народов Камчатско-Чукотской области культивировался в качестве собственно музыкального инструмента, без ограничений пола и возраста, пластинчатый варган с язычком клиновидной формы, изготовленный из кости, реже дерева или металла. В начале XX века у марковцев был выявлен дуговой варган, близкий якутскому хомусу; к концу XX века подобный инструмент появился и у других народов региона.

У этносов Амуро-Сахалинской области широкое распространение получил пластинчатый варган с язычком ступенчатой формы, изготавливаемый из дерева или стеблей травянистых растений. Название инструмента нередко связано с названием травы «конгон», из которой сделаны наиболее архаичные версии варгана, отмеченные только у нивхов на севере Сахалина (подробнее см.: Н.А. Мамчева. Нивхские варганы).

Согласно данным Ю.И. Шейкина, пластинчатый варган выполнял магическую функцию: считалось, что игра на нем способствовала удачной охоте.

Наряду с пластинчатым, у местных народов бытовал стержневой варган двух подтипов – более ранний каплевидной формы и более поздний в форме разомкнутого кольца с удлиненными концами. Последний представлен образцами, позволяющими проследить эволюцию типа: от переходного варианта, с соотношением длины едва намеченного округлого расширения у основания инструмента к длине концов 1:5,5 (РЭМ 4978-42), до широко распространенной в Азии версии с четко оформленным кольцом, с пропорцией 1:2 (РЭМ 1870-74). Согласно данным Ю.И. Шейкина, дуговой варган у амуро-сахалинских этносов «являлся "средством" любовного разговора» и название его было связано со стилем игры (нан. муэнэ, ульч. мухэлэ, ороч. и негид. мухэнэ).

Восточно-Сибирская историко-этнографическая область

В Восточно-Сибирской области бытовали оба типа инструмента. У эвенков и эвенов бо́льшее распространение получили разновидности пластинчатого варгана, в то время как якуты и долганы предпочитали стержневую версию инструмента. Сведения о ритуальном использовании варгана отрывочны, в основном инструмент используется как бытовой.

Варган эвенков, расселенных небольшими группами на огромной территории, сильно разнится в локальных традициях и имеет множество местных названий. В Российском этнографическом музее традиции восточных групп эвенков (манегров, орочен) представлены исключительно версией стержневого варгана в форме разомкнутого кольца. Традиции западных эвенков представлены разнообразнее и включают как пластинчатые инструменты (с язычком клиновидной, бутылеобразной или ступенчатой форм), так и разные подтипы стержневых.

Хомус является основным музыкальным инструментом якутов. В конце XIX века встречались разные типы хомуса, однако к началу XX века все они были вытеснены дуговым варганом, обретшим впоследствии сценическую жизнь и развивавшемся в русле фольклоризма.

Западно-Сибирская историко-этнографическая область

У народов Западно-Сибирского региона зафиксирован исключительно пластинчатый варган с язычком ступенчатой или, реже, клиновидной формы, изготавливаемый из мамонтовой или медвежьей кости, иногда березы. Бытовал он как инструмент индивидуального музицирования, игры «для себя», преимущественно женский, у хантов и манси также детский. Имеются редкие свидетельства об использовании варгана у селькупов и кетов женщинами-шаманками во время шаманских гаданий, однако обряд зафиксирован не был.

Согласно мифологии кетов, варган пымель являлся инструментом Кайгуся – хозяина лесных животных. Принявший облик медведя, Кайгусь играл на щепе, торчащей из ствола поваленной березы, подражая голосам рыб, птиц и зверей. Он научил охотников звучанием варгана «собирать» дичь. Перед охотой они играли на варгане, воспроизводя «голос Кайгуся», чтобы обеспечить промысловую удачу.

Алтае-Саянская историко-этнографическая область

Инструмент играл важную роль в традиционной культуре народов Алтая-Саянского региона. Тувинцы сохранили варганы разных типов, каждому из которых соответствовали свои репертуар, приемы игры и название. Пластинчатый варган с вытянутым прямоугольным язычком изготавливался из тростника, камыша или бамбука и назывался колузун-хомус, или шелер-хомус. Хомус, кобуз, кобыз – тюркский термин, обозначающий музыкальный инструмент; колузун – бамбук. Название шелер-хому происходит от основного способа звукоизвлечения «шелер» – дергать. В окрестностях оз. Тере-Холь бытовал костяной варган соёк-хомус. Игра на пластинчатом варгане практиковалась главным образом женщинами.

У тувинцев и алтайцев бытовал стержневой варган каплевидной формы; в последней трети XX века распространились, кроме того, инструменты в форме разомкнутого кольца. Тувинский стержневой варган называется дамир-хомус («дамир» – железо), алтайский, в зависимости от размера и формы, – кой-комус («овца-варган») и ат-комус («конь-варган»; подробнее см.: Ю. И. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири). На маленьких варганах играли женщины, на больших – мужчины. Стержневой варган был популярен у всех слоев населения, на нем исполнялись инструментальные наигрыши и песенные мелодии, с его помощью могли вести «тайные разговоры»; инструмент также использовался в шаманских практиках.

У бурят выявлен только стержневой тип варгана в форме разомкнутого кольца, культивировавшийся исключительно шаманами. Изготовление и передача инструмента посвящаемому в шаманы сопровождались особыми ритуалами.

Средняя Азия и Казахстан

У народов Средней Азии и Казахстана варган – инструмент преимущественно женский, отчасти детский. Пластинчатый варган со ступенчатым язычком зафиксирован у киргизов, казахов, памирцев, а стержневой в форме разомкнутого кольца с удлиненными концами был распространен шире. Название восходит к тюркскому кобыз и/или персидскому чанг – музыкальный инструмент: кобыз, гопуз (туркм.), копуз (памир.), комуз, темир-комуз (кирг.), шанкобыз, шанкауз (каз.), шинкобыз (каракалп.), чанг-кобуз, чанг-кавуз (тадж. и узб.), темир-чанг (узб.), чанги занона (тадж.).

У сартов и туркмен инструмент сопровождал танцы, у киргизов игра на варгане могла соединяться с представлением «так-теке» (прыгающая коза): «Исполнитель (обычно женщина) к пальцам своей правой руки привязывает нитки, прикрепляя их к маленькой подвижной фигурке козы, прыгающей на столике. Цепляя пальцами во время игры металлическую пластину, исполнитель одновременно приводит в движение фигурку козы: она то прыгает, то вертится, проделывая всевозможные забавные движения. Это действие дополняется смешной жестикуляцией исполнителя» (В.С. Виноградов. Музыка Советской Киргизии).

Европейский варган

В европейской части континента получил распространение стержневой варган в форме разомкнутого кольца, самые ранние находки которого датируются XIII веком. Исследователи полагают, что варган был завезен в Европу из Азии. В одних регионах Европы он сохранил типичные для Азии пропорции (отношение длины кольца к длине концов 1:2), в других – сложились иные версии инструмента, с пропорцией 1:1 (Восточная Европа) и даже 2:1 (Южная Европа).

У народов Поволжья, проживавших на границе Европы и Азии, зафиксированы как стержневой, так и пластинчатый варган. Подлинников рубежа XIXXX веков сохранилось очень мало, кроме того, атрибуция некоторых музейных памятников требует уточнения, поэтому сегодня можно лишь с осторожностью предположить, что поволжские дуговые варганы этого периода тяготеют к европейским формам. На рубеже XXXXI веков на волне фольклоризма варган некоторых народов этого региона возрождается как варган азиатский.

Представленные в собрании Российского этнографического музея варганы европейских цыган, молдаван и гуцулов обнаруживают тесные связи с австрийской традицией.

Литература

Виноградов С.В. Музыка Советский Киргизии. – М.: Изд-во Упр. по делам искусств при СНК Кирг. ССР, 1939. – С. 88.

Есипова М.В., Шейкин Ю.И., Герасимов О.М., Гороховик Е.М., Бочаров Ю.С. и др. Варган // Музыкальные инструменты: энциклопедия. – М.: Дека-ВС, 2008. – С. 111–115.

Мамчева Н.А. Нивхские варганы // Вестник Сахалинского музея». – 2005. – № 12. – С. 271–284.

Сузукей В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты. – Кызыл:[б.и.], 1989. – С.46–52.

Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. – М.: Восточная литература, 2002. – С. 116-119, 124-137.