Цепь с крестом – женское украшение
Сето (сету); эстонцы : полуверцы (сету)
Российская Империя, Псковская губерния, Псковский уезд, г. Печеры
XIX в.
Украшения
Металл; серебро
Металлообработка: резьба; металлообработка: просечка; металлообработка: гравировка; металлообработка: пайка; металлообработка: скань; металлообработка: прокатка; металлообработка: гнутье; металлообработка: пайка; металлообработка: литье; металлообработка: сверление; металлообработка: волочение
Дл. цепи 149,0; Шир. цепи 1,8; Дл. креста 7,0; Шир. креста 4,7
Культура народов Северо-Запада и Прибалтики
РЭМ 2045-40
Ristikõrd (ристикырд) – крестовая цепь, tsäpоska (тсапоска) – цепочка (сето) – крест наперсный – женское нагрудное украшение, входило в состав церковного костюма женщин всех возрастных групп, старше 14 лет. Ношение наперсного креста разрешалось даже при посещении храма во время постов, в дни поминовения усопших на кладбищах, вдовам в период траура. Крест четырехконечный из пластины, с криновидными окончаниями полупланок. Лепестки стилизованного крина расположены в ряд. При средокрестии, между полупланками помещено по одному фигурному геометризованному дубовому листу, с четырьмя сквозными отверстиями. На лицевой стороне: В центре пластины выгравирован восьмиконечный Голгофский крест. Поверхность планок моделирована легкими неглубокими штрихами. Места пересечения планок восьмиконечного креста отмечены косым крестом, от которого отходят стилизованные растительные элементы. Возле окончаний трех верхних полупланок – монограммы. Над верхней полупланкой: Ц.N. (Царь Небесный) Слева у горизонтальной полупланки: И̃.С. (Иисус); справа: Х̃.С. (Христос) Атипичными в данной композиции являются: изображение косой планки намного выше обычного, а также месторасположение орудий страстей – трость (слева) и копье (справа). Внизу в основании две кривые линии, символизирующие растительные побеги. Свободное пространство поверхности декорировано стилизованными ветками с мелкими углублениями – «почками». «Лепестки» трилистников украшены эллипсами, заполненными косо-решетчатым орнаментом. На оборотной стороне: В центральной части – Голгофский крест подобный изображению на лицевой стороне, но восходящий из центрального лепестка на конце креста и завершающийся под самым ушком. Орудия страстей и надписи отсутствуют. На нижней, левой и правой полупланках вдоль Голгофского креста изображения дуг. Линиями подчеркнуты контуры лепестков на концах креста. По периметру полупланок креста-изделия проходит узкая полоска штрихового узора. К центру верхней полупланки креста-изделия припаяно широкое ушко, в которое вставлена U – образная петля из дрота, соединяющая крест с цепью. Цепь плоская, ленточного плетения, завершается балясинами в форме вытянутых по высоте треугольников. Для соединения с цепью и крестом в балясинах прорезаны сквозные отверстия (два на широком конце, одно – на узком). Наперсные кресты носили в XVIII – XIX веках и русские женщины, но только у сето была зафиксирована особая форма пластинчатого креста. Более нигде на Северо-Западе подобные изделия не встречаются. Предположительно, первые образцы пластинчатых крестов были изготовлены в ювелирных мастерских Южной Эстонии. Аннотация: М.Л. Засецкая
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.