Вернуться
Экспонаты

Полотенце на икону для киота. Сето (сету)

Название:

Полотенце на икону для киота

Народ:

Сето (сету)

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Псковская губерния, Псковский уезд, Печерская волость, Погиблово дер.

Датировка:

послед. треть XIX в.

Темы:

Религиозный культ, христианство, православие; Ремесло. Текстиль, ткацкое

Материал:

Ткань: хлопчатобумажная; нити: растительные

Техника:

Обработка текстиля: ткачество

Размер:

Дл. - 261,0; шир. - 25,0

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 2045-24

Аннотация:

Püharät (Pühaserät) «пюхарят, пюхасерят» – «святое полотенце» (сето) – «образник» (мест. русс., употреблялось сето в разговоре с иноэтничными собеседниками) – полотенце на киот с иконами, который размещался в соответствии с православной традицией в «красном углу» («святом углу» – сето) горницы. Полотенце домотканое, изготовлено из белых и красных хлопчатобумажных нитей, с применением техник полотняного, уточного репса, браного двухуточного узорного переплетений. Красные широкие полосы плотной репсовой ткани служат своеобразным фоном для двадцати четырех поперечных узорных полос. Орнамент геометрический: разномасштабные модификации ромбов (ромб с гребенчатыми сторонами; ромб со сторонами, продленными за вершины, иногда трансформированный в косой крест с миниатюрным ромбом в центре). Раппорт каждого узорного ряда построен на чередовании позитива орнаментального мотива с его собственным негативом, что обусловлено самой технологией браного двухуточного тканья. В данном полотенце насчитывается восемь различных вариаций орнаментального ряда. Каждая узорная композиция отделена от последующей трехчастной полосой, составленной из двух белых и одной красной – посередине. Общая структура композиции узорных полос традиционна для всех «святых полотенец» сето. В средней части, предназначенной для покрытия киота, равной примерно 1/3 длины полотенца, расположены десять одинаковых узких узорных полос. Справа и слева от срединной композиции, по семь разноузорных полос, расположенных относительно центральной части полотенца по принципу зеркальной симметрии по схеме: 1-2-3-4-5-6-7 – (8х10) – 7-8-5-4-3-2-1. Композиция сетоских полотенец на иконы XIX – начала ХХ в. всегда будет построена на основе зеркальной симметрии, относительно центральной поперечной полосы (оси) или срединной части композиции, как в данном случае. Этот канон в более поздних полотенцах осложняется введением дополнительных узких орнаментальных полос, которые могут быть подчинены иному ритму чередования. Аннотация: М.Л. Засецкая