Экспонаты
Игрушка-свистулька «Коник». Украинцы
Игрушка-свистулька «Коник». Украинцы
Название
Игрушка-свистулька «Коник»
Народ
Украинцы
Территория
Подольская губерния, Гайсинский уезд, Бубновка сел.
Датировка
Автор
Гончар Семен
Материал
Керамика: глина: гончарная; полива
Размер
Выс. - 9,0; дл. - 11,0
Коллекция
Культура народов Украины, Белоруссии и Молдавии
Коллекционный номер
Аннотация
В традиционной культуре украинцев глиняная игрушка была не только значимым средством развлечения и развития детей, но и являлась одним из неотъемлемых элементов приобщения подростов к местным традициям гончарного ремесла. Начиная с 8–10 лет дети в семьях гончаров осваивали навыки формовки и декорирования изделий из глины, изготавливая различные виды игрушек-свистулек и комплекты миниатюрной посуды. Основным источником вдохновения для начинающих мастеров являлась окружающая действительность: наблюдения за домашними животными находили отражение в традиционных формах зооморфной глиняной пластики – фигурках коников, баранчиков, коров, собак, свиней. Керамические свистульки являлись одним из излюбленных видов детских игрушек. Сельские ребятишки с нетерпением ожидали приезда гончаров с товаром и, едва заприметив груженные посудой подводы, бежали на встречу с криками: «Дiду, свистунiв нема?». Глиняные барыни, птахи и коники были и одним из самых распространённых подарков, которые родители покупали своим чадам на ярмарках и базарах. Изготавливаемые в многочисленных центрах украинского гончарного производства коники-свистульки сохраняли как общие, характерные для восточнославянской архаичной традиции черты, так и локальные особенности, проявлявшиеся в форме и декоре изделий. Наряду с детьми изготовлением мелкой глиняной пластики занимались женщины и старики. Нередко игрушки-свистульки входили и в ассортимент изделий известных гончаров. Представленный на фотографии коник принадлежит мастеру Семёнау Гончарау – жителю села Бубновки, которое являлось одним из крупнейших керамических центров Подольской губ. В другом уголке Подолья гончар Бойко наладил довольно крупное производство игрушечных лошадок, которые «тысячами отправлял в бочках в Херсонскую и Бессарабскую губернии». В целом, именно глиняная игрушка представляла наиболее благоприятное поле для творческого выражения мастеров, о чем свидетельствуют многочисленные варианты конных всадников, а также встречающиеся среди изделий гончаров Полтавской губернии сказочно-мифологические образы трёхглавых коней.