Вернуться
Экспонаты

Рубаха. Русские

Название:

Рубаха

Народ:

Русские

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Датировка:

ХIХ в.

Собиратель:
Антонов Андрей Иванович
Темы:

Костюм, мужской

Материал:

Ткань: холст (из растительных материалов: льняная); ткань: тесьма (из растительных материалов: хлопчатобумажная)

Размер:

Дл. - 23,0; дл. рукава – 64,0; шир.- 46,0

Коллекция:

Культура русского народа

Коллекционный номер:

РЭМ 2740-15

Аннотация:

В севернорусских губерниях, а также у русских старообрядцев на территории Латвии в комплексе с сарафаном использовали нарука́вники, представляющие собой короткую, до талии или выше, распашную одежду типа кофты. Этот вид нагрудной одежды входил в состав как повседневного, так и праздничного костюма женщин разного возраста, в том числе пожилых. Обязательной деталью нарукавников являются длинные прямые рукава, а сзади они обычно едва закрывают лопатки. Чаще всего нарукавники имеют довольно экономный прямой крой, ориентированный на ширину домотканого полотнища. Наиболее распространнные материалы для нарукавников – набойка, пестрядь, простой холст. Набойка, которую использовали для нарукавников, бывала разной по технике изготовления: не только синяя кубовая, наиболее распространенная в крестьянской культуре во второй половине XIX – начале XX века, но и верховая – масляной краской синего и/или оранжевого цвета. Льняную, полушерстяную, хлопчатобумажную пестрядь для нарукавников изготавливали преимущественно в клетку. Гораздо реже встречаются нарука́вники из фабричной ткани (ситца, шерсти). Довольно часто эту одежду подбивали подкладкой из домашнего холста и простегивали на вате, чтобы обеспечить защиту от холода. В разных местностях прямой крой нарука́вников имел небольшие особенности. Как правило, при шитье полотнище домотканины перегибали на плечах либо по основе, либо по утку. При перегибе по основе формировали рукава и часть спинки. Спереди наверху вырезали ворот треугольной формы и делали по центру нагрудный разрез. К нижнему краю пол и спинки подшивали куски ткани, удлиняя нарука́вники. В рукав от подмышки до локтя вшивали клин. В другом варианте перегнутое по основе полотнище шло на рукава и спинку, а куски пол подшивали лишь спереди; в рукав вшивали клин от подмышки до запястья. Нарука́вники могли выкроить из единственного цельного куска ткани прямоугольной формы, перегнутого по основе, сделав два вертикальных разреза от нижнего края всего на 2–3 см для создания боковых швов и отрезав излишки ткани по линии швов рукавов. При таком крое полы и спинку оставляли чрезвычайно короткими (длиннее ширины рукава у плеча на те самые 2–3 см боковых швов). Рукава делали прямыми, чуть сужающимися к низу. В Пинежском уезде Архангельской губернии перед и спинку нарука́вников изготавливали из одного полотнища, перегнутого по утку; между ними вшивали боковины; рукав выкраивали с клином на 2/3 длины, с квадратной ластовицей. Все описанные нюансы кроя могут объясняться количеством наличной ткани и большей или меньшей степенью ее экономии. В связи с этим следует отметить, что нарука́вники из домотканины, льняной или полушерстяной, шили по преимуществу очень короткими, от 20 до 30 см. В случае использования фабричных тканей – шерстяных, ситценабивных, изредка парчи – эту одежду делали чуть длиннее, и в ней появлялись черты, свойственные городскому крою, например подкроенные проймы, вертикальные вытачки, идущие от нижнего края пол и спинки наверх. Ворот у нарука́вников обычно делали неглубоким, округлой, треугольной или квадратной формы. Вырез, края пол и нижний край обшивали тканью или тесьмой контрастного цвета. Изредка встречаются нарука́вники с невысоким воротником стоечкой, сходящим спереди на нет. Полы могли оставлять распашными, без застежек. Но все-таки чаще застежки были: от двух до шести пуговиц с воздушными петлями, сформированными из самодельного хлопчатобумажного или льняного шнура. Иногда пуговицы пришивали без петель, лишь «для красоты», а застежкой служил ряд металлических крючков и петель. Иногда к краям пол пришивали несколько пар тесемок-завязок. Украшением праздничных нарука́вников являлась сама ткань с ее высокой степенью декоративности, а также контрастная обшивка краев, изредка – вышивка. Вышивку размещали по краю рукавов и вдоль нижнего края, обычно на нарука́вниках, сшитых из белого холста. Геометрический орнамент выполняли красной нитью в технике счетных швов: росписи, стебельчатого шва, косого креста. Пестрядинные нарука́вники и сарафан иной раз шили из одной ткани.

Выставки:
Русский костюм: от традиции к сценическому воплощению г. Белфаст 2014
Русский костюм (рабочее название; Корея) республика Корея 2022