Вернуться
Экспонаты

Колыбель подвесная «колиска». Украинцы

Название:

Колыбель подвесная «колиска»

Народ:

Украинцы

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Херсонская губерния, Елисаветградский уезд, г. Елисаветград

Датировка:

кон. XIX в. – нач. XX в.

Собиратель:
Рябков Павло Захарович
Темы:

Воспитание и обучение детей, семейное (домашнее), уход за детьми; Ремесло. Дерево/растительные материалы, столярное, мебельное

Материал:

Дерево

Техника:

Обработка дерева: столярная работа; обработка дерева: резьба декоративная

Размер:

Дл. - 62,0; шир. - 35,0

Коллекция:

Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Коллекционный номер:

РЭМ 2742-151

Аннотация:

Колыбель выполнена в бондарной технике в семье чумака – крестьянина, занимающегося перевозкой на волах различных товаров. Вырезанная на одной из торцевых панелей розетка, по всей видимости, представляет собой вариант изображения солярной символики, имевшей охранительную функцию и являвшейся одним их характерных мотивов декоративной орнаментации украинских колыбелей. В качестве материала обычно использовали чистые, благословенные породы дерева – вербу, лещину, явор, калину, клен. В обряде первого укладывания младенца в колыбель прослеживались как архаичные элементы защитной магии – под постилку подкладывали металлический предмет, который с момента родов носила при себе мать, так и православный обычай освящения крестным знамением, сопровождавшегося молитвой «Господи Сусе Христе, Сине Божий i Духу Сьвятий». Для обеспечения спокойного сна под подушечку могли подкладывать чабрец, листья мяты, а также шишки хмеля: «Хмелику хмельовий, служнику землі-матері, прошу тебе шишок дати, сон у колисоньку з вечірньою зорею накликати». Существовал обычай укладывания ребенка головой на восток, согласно народным представлениям обеспечивавший младенцу счастливое будущее. По аналогии со славянской традицией заселения нового дома при первом укладывании сначала пускали в колиску кота и только затем – помещали ребенка. Приподнятость колыбели над полом, землей являлась необходимым условием защиты младенца от воздействия злых сил, обеспечения «жизнесберегающей» границы между этим и иным миром, в связи с чем, например, в некоторых украинских селениях в момент прохождения мимо дома похоронной процессии обязательно поднимали колыбель. Негативно воспринималась и пустота колыбели, в которую на время «простоя» могли помещать куклу, символически оберегавшую освоенное пространство колиски до следующего «заселения» новорожденным.