Вернуться
4 из 31
Просмотрено 4 из 31
Барельеф «Цогшин Цзонхавы». Буряты
Барельеф «Цогшин Цзонхавы». Буряты
Название
Барельеф «Цогшин Цзонхавы»
Народ
Территория
Восточная Сибирь, Забайкальская область
Датировка
Материал
Керамика: глина; металл: жесть
Размер
дл.- 27,5; шир.- 20,5
Коллекция
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Коллекционный номер
Аннотация
Барельеф «Цогшин Цзонхавы», Ламрим согшон (тиб. цогшин – Древо Собрания). Бурятская работа. Композиция представляет собой коническую крону священного Древа познания (Мирового дерева), на которой в строгом иерархическом порядке расположены персонажи буддийского пантеона. Наверху изображены «райские земли» Сукхавати и Тушита. По сторонам – две линии передачи «Ламрима»: от Бодхисаттвы Майтреи и Бодхисаттвы Манджугхоши. В центре композиции изображен Цзонхава – выдающийся религиозный деятель, мыслитель и ученый, основатель школы Гелуг. Вокруг него располагаются гуру, идамы, будды, бодхисаттвы, дака и дакини, дхармапала, четыре локапала; внизу – ученик Цзонхавы, дворец, донаторы. Древо уходит корнями в воды Мирового океана, где располагаются четыре материка буддийской космологии. Композиция по горизонтали условно разделена на три части, каждая из которых соответствует трем мирам буддийской космологии («мир не-форм», «мир форм», «мир желаний») и символизирует Три Тела Будды: дхармакаю, самбхогакаю и нирманакаю. Цогшин Цзонхавы стал фактически изобразительным пантеоном божеств школы Гелуг. В буддийских регионах России танки или барельефы с этим сюжетом находятся в каждом храме, часто их можно встретить и в домашних алтарях верующих. Автор аннотации: Федорова М.В.
Выставки
"Буддизм в традиционной культуре народов России" г. Санкт-Петербург 2009
Поднос (мандала), конец XIX века
Икона буддийская «Бхавачакра», кон. XIX в. – нач. XX в.