Вернуться
Альбомы

Буддизм в традиционной культуре народов России

Дата:

01.04.2022

Народ:

калмыки; буряты; монголы; тувинцы; халха-монголы; манегры; гольды

Аннотация:

Буддизм – древнейшая мировая религия, возникшая в Индии более двух с половиной тысяч лет назад и впоследствии широко распространившаяся в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Начало проникновения буддизма на территорию нынешней России относится к IX–XII векам. В XVI веке буддизм приняли предки калмыков, перекочевавшие в следующем столетии с территории Джунгарии в Нижнее Поволжье. Основной этап распространения буддизма в России относится к концу XVII века – именно с этого времени буддизм школы Гелуг ("благой закон"), основанной тибетским религиозным деятелем Цзонхавой, начинает проникать из Монголии к бурятам Забайкалья. В 1741 году указом императрицы Елизаветы буддийская церковь получила официальное признание на территории нашей страны. В Туве, вошедшей в ее состав только в 1944 году, буддизм утвердился в конце XVIII века. В буддизме выделяются две традиции: буддизм монашеский, опирающийся на преемственность в изучении письменного религиозно-философского наследия, и так называемый народный буддизм, формировавшийся как сочетание упрощенно истолкованной буддийской догматики и добуддийских верований. В собрании Российского этнографического музея имеются экспонаты, характеризующие широкий спектр тем, таких, как буддийская космология и пантеон божеств, облачение буддийских священнослужителей, буддийское образование, книгопечатание и индо-тибетская медицина, производство различных атрибутов буддийского культа и искусства, музыкальная храмовая традиция. Памятники культуры, раскрывающие своеобразие региональных форм народной буддийской традиции, позволяют проследить воздействие буддизма на быт, жилище, костюм, ритуальную практику народов России. Шаманские атрибуты, возникшие под влиянием буддизма у бурят, тувинцев, некоторых групп эвенков и нанайцев, а также атрибуты алтайского бурханизма, синкретического религиозного направления, основанного на сочетании элементов монгольского буддизма и местного шаманского мировоззрения. Этот тематический диапазон позволил создать в 2009 году выставку «Буддизм в традиционной культуре народов России», которая с успехом проходила в рамках Декады буддийской культуры в Санкт-Петербурге. Вниманию посетителей впервые после ликвидации буддийской секции музея в 1930-е годы были широко представлены уникальные памятники вещевых и фотоколлекций РЭМ по буддизму. Выставка пользовалась интересом не только у носителей буддийской традиции, которая сейчас, в XXI веке, переживает новый расцвет, но и среди самого широкого круга посетителей, далеко выходящего за пределы того, который исповедует эту религию традиционно. С экспонатами, иллюстрирующими различные сферы буддийской культуры, знакомит читателей этот альбом.

Авторы:

Авторы онлайн-альбома: С.В. Романова, Т.Ю. Сем, М.В. Федорова – научные сотрудники отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока. Научные консультанты: И.Ю. Елихина (ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа), О.С. Хижняк, О.В. Горовая (научные сотрудники ГМИР), Е.И. Нератова (заведующая отделом Специализированного хранения РЭМ), Б.Б. Бадмаев (настоятель Санкт-Петербургского буддийского храма «дацан Гунзечойнэй»), Лубсан (лама Санкт-Петербургского буддийского храма «дацан Гунзечойнэй»). Фотографы: Н.М. Соловьева, О.В. Волкова.