Барельеф «Цогшин Цзонхавы»
Буряты
Восточная Сибирь, Забайкальская область
кон. XIX в.
Керамика: глина; металл; бумага; краска
дл.- 27,5; шир.- 20,5
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
РЭМ 3838-87
Барельеф «Цогшин Цзонхавы», Ламрим согшон (тиб. цогшин – Древо Собрания). Бурятская работа. Композиция представляет собой коническую крону священного Древа познания (Мирового дерева), на которой в строгом иерархическом порядке расположены персонажи буддийского пантеона. Наверху изображены «райские земли» Сукхавати и Тушита. По сторонам – две линии передачи «Ламрима»: от Бодхисаттвы Майтреи и Бодхисаттвы Манджугхоши. В центре композиции изображен Цзонхава – выдающийся религиозный деятель, мыслитель и ученый, основатель школы Гелуг. Вокруг него располагаются гуру, идамы, будды, бодхисаттвы, дака и дакини, дхармапала, четыре локапала; внизу – ученик Цзонхавы, дворец, донаторы. Древо уходит корнями в воды Мирового океана, где располагаются четыре материка буддийской космологии. Композиция по горизонтали условно разделена на три части, каждая из которых соответствует трем мирам буддийской космологии («мир не-форм», «мир форм», «мир желаний») и символизирует Три Тела Будды: дхармакаю, самбхогакаю и нирманакаю. Цогшин Цзонхавы стал фактически изобразительным пантеоном божеств школы Гелуг. В буддийских регионах России танки или барельефы с этим сюжетом находятся в каждом храме, часто их можно встретить и в домашних алтарях верующих. Автор аннотации: Федорова М.В.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.