Вернуться
Экспонаты

Игрушка детская «Конь». Вепсы

Название:

Игрушка детская «Конь»

Народ:

Вепсы

Территория по музейной документации:

Ленинградская губерния, Лодейнопольский уезд

Датировка:

Первая четверть XX в.

Материал:

Керамика: глина; полива (глазурь)

Размер:

дл.- 14,0; выс.- 10,0

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 4559-1

Аннотация:

В крупных ремесленных гончарных центрах Балтийского региона – в Жемайтии, Сувалкии (Литва) и Латгалии (Латвия), продукция которых прославилась на всю Европу, изготавливали посуду, предметы повседневной и декоративной утвари и, конечно, игрушки и свистульки для детей. Самыми распространенными образами были птички, лошадки, всадники. Причем в Литве свистулька-уточка считалась традиционным подарком для девочки, а свистульки в виде лошадки или всадника – для мальчика. Те же тенденции при выборе свистулек прослеживаются и в Латгалии, где девица ассоциировалась с птицей. Балтийские мастера уделяли особое внимание чистоте звука свистульки, чтобы на ней можно было свистеть на разные лады. Для декора детских игрушек гончары старались использовать яркие, радостные цвета, как в росписи ангобом, так и при покрытии глазурью (поливой). У прибалтийско-финских народов, в отличие от латышей и литовцев, гончарные промыслы XIX века носили в основном локальный характер, редко выходя за пределы уезда или губернии, как, например, вепская «Оятская керамика», известная всем старожилам Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Развитие вепского гончарного кустарного промысла началось в XVIII веке и достигло своего расцвета во второй половине XIX – середине ХХ века. Особое место в творчестве вепских гончаров занимала игрушка. С лепки игрушек начиналось приобщение детей, «рожденных в гончарку», к семейному ремеслу. Первой игрушкой всегда была птичка. Сумел слепить птичку, молодец! Теперь можешь браться за другое. И дети лепили лошадок, барашков, а со временем – и человеческие фигурки. Многие старинные образцы оятской игрушки из красной глины, покрытые бесцветной поливой, – изделия детских рук. Они не пропорциональны, анатомически некорректны, зато наивны и забавны. Кажется, в них сохранился отпечаток первых неумелых попыток юного скульптура-керамиста. Даже став зрелыми мастерами, вепские гончары не утратили эту удивительную детскость, которая, в конечном итоге, и стала главным признаком своеобразия художественного стиля оятской глиняной игрушки, некогда очень любимой и деревенской детворой, и взрослым населением невской земли.