Вернуться
Экспонаты

Ковер ворсовый. Киргизы (?)

Название:

Ковер ворсовый

Народ:

Киргизы (?)

Датировка:

вторая половина XIX века

Организация:

Государственный музейный фонд
Музей города в Аничковом дворце

Темы:

Жилище (поселения и постройки)

Материал:

Нити: шерстяные

Техника:

Обработка текстиля: ковроткачество: ворсовое (узел асимметричный - левосторонний открытый вправо)

Размер:

дл. - 176,0-180,0; шир. 98,0-101,0; выс. ворса - 0,4

Коллекция:

Культура народов Средней Азии и Казахстана

Коллекционный номер:

РЭМ 5118-1

Аннотация:

Ковер поступил в Этнографический отдел Русского музея (ныне - РЭМ) из кладовой императорского Аничкова дворца в 1928 г. Композиционный прием разделения центрального поля ковра узкими полосами на квадраты с растительной композицией внутри, использовался киргизскими мастерицами в коврах с так называемой «вазовой композицией» (см. фотоколлекция: 1114-2). Известно, что в арсенале ковровщиц существовало несколько вариантов растительного орнамента, объединенных под общим названием «кашгар нуска» (кашгарский узор), что указывало на его происхождение. Ковры, в большом количестве поступающие из Кашгара (Восточный Туркестан) на местные рынки пользовались большой популярностью у жителей региона, в том числе из-за разнообразия растительных мотивов. С «кашгарскими» коврами на рынках Андижана, Маргелана и Коканда в конце XIX – начале XX вв. конкурировали «бухарские» ковры, на которые возникла мода у местного населения из-за их особенно изысканных растительных композиций. Их привозили купцы из Бухары, где был один из самых крупных ковровых рынков Средней Азии. Основным производителем этой продукции были различные группы туркмен, проживавших в районе среднего течения Амударьи. Высокие навыки владения искусством ковроткачества позволили киргизским мастерицам реагировать на изменения вкусов рынка, вплетая новые орнаментальные мотивы в традиционные композиции или копируя образцы, пользующиеся наибольшей популярностью у покупателей.