Вернуться
Экспонаты

Инвентарь для игры в «кралы». Белорусы

Название:

Инвентарь для игры в «кралы»

Народ:

Белорусы

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Могилевская губерния, Быховский уезд

Датировка:

нач. XX в.

Темы:

Игровая деятельность (народный театр, игры, развлечения), игры, спортивные (подвижные, состязательные); Игровая деятельность (народный театр, игры, развлечения), атрибуты и приспособления

Материал:

Дерево

Размер:

Дл. биты - 64,0; диам. биты - от 2,5 до 3,0; выс. цилиндрических брусков - от 10,0 до 11,0; диам. цилиндрических брусков - от 3,5 до 4,0

Коллекция:

Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Коллекционный номер:

РЭМ 515-16

Аннотация:

Городки, известные современному человеку по большей части абстрактно, на уровне образа действий, имеют глубокие корни в традиционной игровой культуре восточных славян. Поэтому наряду с укреплением статуса спортивной дисциплины, включением в репертуар актуальных практик организации активного отдыха, досуга, перспективы бытования городков сегодня подкреплены восприятием игры как формы приобщения к этнокультурному наследию. Русские «городки», восходящие к польскому «kręgle» украинские «скраклi» и белорусские «крэглы» – под такими названиями у западных и восточных славян бытовала игра, в которой с помощью деревянной биты разбивали установленные в «городе» более или менее сложные фигуры, сложенные из небольших деревянных цилиндрических чурок. Именно эти характерные атрибуты и определили разнообразие народных названий забавы. Русские играли в «рюхи», «чушки», «чухи», при этом приведённые выше обозначения игры в славянских языках, очевидно, восходящие к единому корню, указывают на определение инвентаря для выстраивания фигур как «кеглей». Одним из вариантов обозначения кеглей у белорусов, судя по всему, было слово «кралы». Именно так в коллекционной описи РЭМ обозначена игра, представленная в собрании комплектом принадлежностей: деревянной битой и десятью цилиндрическими кеглями. Габариты инвентаря позволяют предположить его бытование в играх детей – и бита, и чурки легки и, в сравнении с грубыми принадлежностями для аналогичных забав молодёжи и взрослых, весьма миниатюрны и изящны (также не исключено, что комплект представляет собой уменьшенные модели бытовавшего в игровой практике инвентаря). Как и во многих других народных подвижных играх с палками, применение биты в городках не ограничивалось, собственно, функцией метательного снаряда: путём поочерёдного накладывания рук на палке в начале игры проводили жеребьёвку, могли использовать биту и для шуточного наказания проигравших. Представленный в альбоме комплект для игры в «кралы» поступил в собрание Этнографического отдела Русского музея императора Александра III в составе ранних коллекций по этнографии белорусов, собранных в начале XX столетия признанным знатоком народного быта, этнографом Е. Р. Романовым. Прояснить же контекст бытования такого рода предметов позволяют описания игры в «крэглы / крэгли», опубликованные выдающимся собирателем в «Белорусском сборнике». Разделившись на две команды, на расстоянии в 20–30 шагов играющие очерчивали квадраты «городков», в каждом из которых расставляли «крэглы» (из рассчёта по 5 кеглей на «городок», что соответствует общему количеству игровых цилиндров в рассматриваемом наборе) либо выстраивали из них незамысловатую фигуру в форме колодца. После проведения жеребьёвки путём подбрасывания щепки с корой (подобие «орла и решки»), начинали выбивать кегли – первые броски биты делали «от городка до городка», затем метали из обозначенной точки по середине площадки – из так называемого «масла». Завершалась игра, как и положено, изощренным наказанием проигравших, которым предстояло прокатить между «городками» на спине торжествующих победителей «столько раз, сколько осталось невыбитых креглей». (См.: Романов Е. Р. Игры и забавы белорусских детей // Белорусский сборник. Вып. 8–9. Вильна, 1912. С. 577–578).