Изображение хозяина огня
Т’угр чнгай
Нивхи
остров Сахалин, Дальневосточный край, стойбище Кякрво
послед. четв. XIX в.
Дерево; дерево (стружка)
выс. фигурки - 24,0; диам. короба - 19,0; выс. - 13,0
РЭМ 5169-84
Скульптура – персонификация огня очага, хранилась в доме на полке, вблизи почетной нары. В мифологических повествованиях нивхов, негидальцев через огонь очага возможна прямая связь с предками своего рода. В случае отсутствия в доме такой скульптуры или во время пребывания в лесу подношение хозяину огня (пищей, куревом) проводили, обращаясь к «человеку огня» и бросая туда. По представлениям нивхов, от этого персонажа зависели здоровье и бодрость членов семьи, успех в лесном и водном промыслах. Обычно такая скульптура была обернута в древесные стружки (не сохранились), что у народов Амуро-Сахалинского региона символизировало потенциальную связь с иной сферой мироздания. Кроме того нивхи полагали, что каждый народ произошел от конкретной породы дерева (сами нивхи – от лиственницы). Головной убор данного персонажа, сделанный из заструженной палочки, указывает и на его иносферные контакты, и на связь с предками конкретного рода. Помещение данной скульптуры в декорированный короб (мотивы резьбы – спирали, цепь, что восходит к цепи, на которой выводили медведя на медвежьем празднике) усиливает ее принадлежность к домашнему очагу, роду.
Религиозный культ
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.