Экспонаты
Скульптура "Ушнишавиджая" Буряты
Скульптура "Ушнишавиджая" Буряты
Название
Скульптура "Ушнишавиджая"
Народ
Территория
Восточная Сибирь, Забайкальская область
Датировка
начало XX века
Организация
Министерство Императорского двора
Материал
Бумага; металл; эмаль; серебро
Размер
Скульптура: выс. - 30,5; дл. престола - 20,5; шир. престола - 15,5. Постамент: дл. - 23,0; шир. - 18,8; выс. - 14,8. Изображения "Семи драгоценностей": выс. - 18,0; диам. подставки - 8,3; диам. верхней части - 7,6. Поднос: дл. - 50,0; шир. - 32,0; выс. - 6,5
Коллекционный номер
Аннотация
Скульптурная композиция «Ушнишавиджая». Тибето-китайский стиль. Серебряная скульптура изображает трехликоевосьмирукое божество Ушнишавиджаю (санскр. «побеждающая ушниша»), сидящее в падмасане (поза лотоса) на двойном лотосовом престоле. В руках Ушнишавиджаи двойная ваджра (вишва-ваджра), лук, стрела, изображение Будды Амитабхи и сосуд (калаша) с напитком бессмертия (амритой). Нижняя правая рука расположена в жесте дарения блага (варада-мудра); верхняя левая рука поднята в жесте бесстрашия (абхайя-мудра). Ушнишавиджая изображена одетой в украшения бодхисаттвы (серьги, ожерелье, гирлянда, браслеты, накидки, пояс, шарф), на голове надета корона. Скульптура установлена на высоком постаменте, укрепленном на серебряном прямоугольном подносе с четырьмя ножками. На подносе вокруг скульптуры укреплены серебряные литые изображения «Семи драгоценностей Владыки мира Чакравартина»: 1) колесо закона с 1000 спицами, 2) драгоценность (чандамани) – изображенная в виде шести удлиненных бутонов, окруженных пламенным ареолом, 3) верная и преданная жена, 4) умный и справедливый министр, 5) слон, с драгоценностью чандамани на спине, 6) конь с драгоценностью чандамани на спине, 7) военачальник. На дне престола приклеена бумага с напечатанной надписью: «НАСЛЪДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ. Серебряный Будда «Цзукдуръ-Намжалъ» – Покровитель благоденствiя. Серебряное изображенiе семи драгоценностей, принадлежащих только Великим Царямъмiра». Ушнишавиджая – богиня долголетия, вместе с Амитаюсом и Белой Тарой она входит в группу трех божеств, призываемых в ритуале долгой жизни и помогает всем живым существам, страдающим тяжелыми заболеваниями. Поэтому, учитывая наследственную болезнь цесаревича Алексея, подарок изображения «Цзукдур-Намжал», преподнесенный ему, имел символическое значение. «Семь драгоценностей Владыки Мира Чакравартина», установленные вокруг скульптуры, символизируют буддийский идеал совершенного монарха, правящего в соответствии с Учением Будды. Поднесена Цесаревичу Алексею Николаевичу 19-го марта 1913 года делегацией буддистов Восточной Сибири во главе с XII Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржи Итигэловым в Александровском дворце Царского Села по случаю юбилейных торжеств 300-летия Дома Романовых. Дар Николая II. 1913 г. Автор аннотации: Федорова М.В. Атрибуция истории поступления: Нератова Е.И.
Экспозиция
Экспозиция Особой кладовой
Выставки
Взгляд на Восток г. Санкт-Петербург 2015-2016
"Буддизм в традиционной культуре народов России" г. Санкт-Петербург 2009
Дом Романовых - дарители и собиратели г. Санкт-Петербург 2014