Экспонаты
Скульптура "Белая Тара" Буряты
Скульптура "Белая Тара" Буряты
Название
Скульптура "Белая Тара"
Народ
Территория
Восточная Сибирь, Забайкальская область
Датировка
начало XX века
Организация
Министерство Императорского двора
Материал
Металл; бумага; эмаль; серебро
Размер
Скульптура: выс. - 29,8; дл. престола - 19,7; шир. престола - 15,0. Постамент: дл. - 23,7; шир. - 19,0; выс. - 15,4. Поднос: дл. - 49,5; шир. - 30,8; выс. - 6,7
Коллекционный номер
Аннотация
Скульптурная композиция «Белая Тара» (бур. Цаган-Дара-Эхэ). Серебряная скульптура изображает Белую Тару, сидящую в падмасане (позе лотоса) на двойном лотосовом престоле. На ней надеты украшения Самбхогакаи (серьги, ожерелье, гирлянда, спускающаяся до пояса, браслеты у локтя, браслеты на запястье, браслет у щиколотки, накидка на верхней части тела, накидка на нижней части тела, пояс, шарф), на голове надета корона. Ее правая рука лежит на колене в жесте даяния блага варада-мудра, а в левой руке, сложенной в жесте проповедующего (джняна-мудра), она держит стебель лотоса. У Белой Тары семь глаз познания: три на лице, по два – на ладонях и ступнях. Скульптура установлена на высоком постаменте, укрепленном на серебряном прямоугольном подносе с четырьмя ножками. Перед постаментом на подносе установлены два позолоченных диска с чеканными ажурными изображениями подношений, помещенных в чаши. На диске, установленном по левую руку скульптуры, изображены «Восемь благословенных пожертвований», приносящих удачу, а на диске по правую руку – «Пять подношений органам чувств». На днище подноса приклеена бумага с напечатанной надписью: «ГОСУДАРЫНЪ ИМПЕРАТРИЦЪ. Серебряная Богиня «Цаганъ-Дара-Эхэ» – Покровительница благодати». Белая Тара – один из наиболее популярных женских образов в буддийском пантеоне. Ее буддисты почитают как богиню-спасительницу, дарующую долголетие и защищающую от опасностей. Одним из земных воплощений Белой Тары бурятскими и калмыцкими ламами была объявлена императрица России Екатерина II, пожаловавшая значительные привилегии буддийским священнослужителям на территории России. Со времен Екатерины II все жены Российских императоров считались у монгольских народов воплощением Белой Тары. Поэтому подношения ее изображений Российским императрицам были весьма распространены и являлись символическим знаком высочайшего почтения и благопожелания. Поднесена Императрице Александре Федоровне 19-го марта 1913 года делегацией буддистов Восточной Сибири во главе с XII Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржи Итигэловым в Александровском дворце Царского Села по случаю юбилейных торжеств 300-летия Дома Романовых. Дар Николая II. 1913 г. Автор аннотации: Федорова М.В. Атрибуция истории поступления: Нератова Е.И.
Экспозиция
Экспозиция Особой кладовой
Выставки
Дом Романовых - дарители и собиратели г. Санкт-Петербург 2014
"Буддизм в традиционной культуре народов России" г. Санкт-Петербург 2009
Взгляд на Восток г. Санкт-Петербург 2015-2016