Экспонаты
Скульптура "Белая Тара" Буряты
Скульптура "Белая Тара" Буряты
Название
Скульптура "Белая Тара"
Народ
Территория по музейной документации
Восточная Сибирь, Забайкальская область
Датировка
начало XX века
Организация
Министерство Императорского двора
Материал
Металл; бумага; эмаль; серебро
Размер
Скульптура: выс. - 29,8; дл. престола - 19,7; шир. престола - 15,0. Постамент: дл. - 23,7; шир. - 19,0; выс. - 15,4. Поднос: дл. - 49,5; шир. - 30,8; выс. - 6,7
Коллекционный номер
Аннотация
Скульптурная композиция «Белая Тара» (бур. Цаган-Дара-Эхэ). Серебряная скульптура изображает Белую Тару, сидящую в падмасане (позе лотоса) на двойном лотосовом престоле. На ней надеты украшения Самбхогакаи (серьги, ожерелье, гирлянда, спускающаяся до пояса, браслеты у локтя, браслеты на запястье, браслет у щиколотки, накидка на верхней части тела, накидка на нижней части тела, пояс, шарф), на голове надета корона. Ее правая рука лежит на колене в жесте даяния блага варада-мудра, а в левой руке, сложенной в жесте проповедующего (джняна-мудра), она держит стебель лотоса. У Белой Тары семь глаз познания: три на лице, по два – на ладонях и ступнях. Скульптура установлена на высоком постаменте, укрепленном на серебряном прямоугольном подносе с четырьмя ножками. Перед постаментом на подносе установлены два позолоченных диска с чеканными ажурными изображениями подношений, помещенных в чаши. На диске, установленном по левую руку скульптуры, изображены «Восемь благословенных пожертвований», приносящих удачу, а на диске по правую руку – «Пять подношений органам чувств». На днище подноса приклеена бумага с напечатанной надписью: «ГОСУДАРЫНЪ ИМПЕРАТРИЦЪ. Серебряная Богиня «Цаганъ-Дара-Эхэ» – Покровительница благодати». Белая Тара – один из наиболее популярных женских образов в буддийском пантеоне. Ее буддисты почитают как богиню-спасительницу, дарующую долголетие и защищающую от опасностей. Одним из земных воплощений Белой Тары бурятскими и калмыцкими ламами была объявлена императрица России Екатерина II, пожаловавшая значительные привилегии буддийским священнослужителям на территории России. Со времен Екатерины II все жены Российских императоров считались у монгольских народов воплощением Белой Тары. Поэтому подношения ее изображений Российским императрицам были весьма распространены и являлись символическим знаком высочайшего почтения и благопожелания. Поднесена Императрице Александре Федоровне 19-го марта 1913 года делегацией буддистов Восточной Сибири во главе с XII Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржи Итигэловым в Александровском дворце Царского Села по случаю юбилейных торжеств 300-летия Дома Романовых. Дар Николая II. 1913 г. Автор аннотации: Федорова М.В. Атрибуция истории поступления: Нератова Е.И.
Выставки
Дом Романовых - дарители и собиратели г. Санкт-Петербург 2014
"Буддизм в традиционной культуре народов России" г. Санкт-Петербург 2009
Взгляд на Восток г. Санкт-Петербург 2015-2016