Экспонаты
Фотоотпечаток: Столик для бурханов в юрте богатого сойота. Тувинцы
Фотоотпечаток: Столик для бурханов в юрте богатого сойота. Тувинцы
Название
Фотоотпечаток: Столик для бурханов в юрте богатого сойота.
Народ
Территория
Китайская Империя, Урянхайский край
Датировка
Размер
Коллекция
Фотоколлекции РЭМ
Коллекционный номер
Аннотация
Традиционное жилище степных кочевников – юрта – у бурят и монголов была ориентирована входом на юг, у тувинцев по тюркской традиции – на восток. С приходом буддизма на восток стали ориентировать вход кибитки и калмыки, так как эта сторона света связывалась с Далай Ламой, всеми святыми местами, откуда же, по представлениям калмыков, должен явиться Майдари (Майтрея – Будда Грядущего). В центре жилища находился очаг, средоточие и символ семейной жизни. За очагом, напротив входа, в почетной части располагался домашний алтарь. В этом священном месте из посторонних могли сидеть только лица духовного звания. Там устанавливали специальные резные и расписанные столики (бурхан-шире), на которые помещались изображения божеств и другие предметы культа. В тувинских юртах такие столики могли заменяться или сочетаться с сундуками, декорированными в технике полихромной росписи, – «аптара», где хранились «бурханы», священные книги, свечи, пуповины детей в специальных мешочках. Непременным атрибутом алтаря было скульптурное или иконописное изображение духа-хранителя юрты и всех живущих в ней, которого для каждой семьи лама определял индивидуально. Как правило, это было главное буддийское божество ближайшего монастыря. К решетке юрты над сундуками и бурхан-шире крепились иконы. За божницей тщательно ухаживали, сметали пыль, в знак почитания бурханов зажигали лампады и воскуривали благовония. При каждой трапезе совершали обряд поднесения бурханам первой порции пищи. В жертвенные чашечки наливали воду, в праздники в качестве приношения помещали обрядовую пищу. В зависимости от конкретного праздника или ритуала это могли быть сладости, отдельные части туши барана, белая (молочная) пища, считавшаяся у кочевников особенно почетной. Эти подношения по окончании ритуалов полагалось съедать младшему сыну или всем детям в семье. В тувинских юртах буддийские культовые предметы сочетались с шаманскими охранителями, семейными «ээренями» или «онгутами» (у южных тувинцев), у некоторых групп бурят (тункинских, баргузинских, аларских) – с православными иконами, где в одной семье можно было встретить двоеверие и даже троеверие. Автор аннотации: Романова С.В.