Экспонаты
Люлька. Саамы
Люлька. Саамы
Название
Народ
Территория
Кольский п-ов, Ленинградская область, Мурманский округ
Датировка
конец XIX в. – начало XX в.
Собиратель
Волков Николай Николаевич
Размер
дл. - 66,0; шир. - 16,0
Коллекция
Культура народов Северо-Запада России и Прибалтики
Коллекционный номер
Аннотация
Все сферы жизни саамов были пронизаны почитанием духов от самого рождения и до смерти. Неотъемлемым атрибутом начала жизни является колыбель – зыбка, которая с помощью системы ремешков крепилась к оленю вовремя перекочевки. Помимо утилитарных функций – содержание и транспортировка в ней младенца, – она наделялась множеством знаковых свойств. Например, выбор цвета для украшения колыбели был жестко регламентирован, поскольку каждый цвет имел свою семантику: красный – символизировал жизнь, синий – море, жёлтый – огненную стихию, зеленый – тундру. Защиту ребенка обеспечивал орнамент, которым украшали зыбку. Знак полярной звезды – круг в обрамлении 8 треугольников, а также цветное сукно и бисер были традиционным оберегом у саамов, чтобы уберечь новорожденного от сглаза к люльке привязывали зуб лося или часть челюсти. Так же оберегом считались металлическое кольцо и олений рог – один из самых распространенных и сильных оберегов, так как олень был священным животным. Крючок для подвешивания люльки также изготавливался из рога и украшался солярными знаками. В качестве апотропейных, то есть, отгонных средств, саамами, среди которых было распространено православие и лютеранство, были популярны и христианские символы и особенно – крест, часто вырезавшийся внутри колыбели у изголовья. Таким образом, с помощью подобных оберегов создавалось безопасное для новорожденного домашнее пространство, которое должно было обеспечить ему благополучное прохождение наиболее опасного периода человеческой жизни – младенчества.