Вернуться
Экспонаты

Тарелочка. Молдаване

Название:

Тарелочка

Народ:

Молдаване

Территория по музейной документации:

Молдавская ACCP

Датировка:

1930-е гг.

Темы:

Народное искусство, прикладное искусство, художественная обработка глины (керамика)

Материал:

Керамика: глина; ангоб; краска: керамическая; полива (глазурь)

Размер:

Диам. - 8.5

Коллекция:

Культура народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Коллекционный номер:

РЭМ 6342-21

Аннотация:

Одним из идеологических «рупоров» эпохи советской коллективизации стало декоративно-прикладное искусство. Будучи органичной составляющей культуры оформления жилища «нового человека», равно как и эстетической программы дизайна общественных пространств, оно было призвано нести выразительные образы советского образа жизни человека труда, наглядно противопоставляя его жизнеутверждающую сущность угнетённому быту крестьян и рабочих в дореволюционной России. Необычайно широкие возможности в этом отношении предлагала керамика, присутствовавшая в жизни советского человека в самых разных формах: от всевозможных интерьерных вещей до грандиозных настенных панно. Миниатюрное блюдце – любопытный образец декоративной керамики 1930-х годов, в сюжетной росписи которого отсылка к значимому концепту физической культуры как средства формирования, закалки нового человека выражена через акцент на предметных маркёрах социалистической модернизации села, артефактах нового быта. В русле активного проникновения в жизнь людей техники, например, радио, набирает обороты и массовое освоение советским человеком, выражаясь современным языком, новых средств индивидуальной мобильности – велосипедов и самокатов, вокруг которых должна была сформироваться новая, соответствующая духу, ритму времени практика передвижения в пространстве. Общий контекст восприятия подобных новшеств обществом, сохранявшим традиционные черты, выразительно подчёркнут в образе юной самокатчицы, которую автор росписи одел не в нейтральное трико, а в этнически выразительный праздничный костюм с хорошо узнаваемыми элементами: сорочкой и безрукавкой, несшитой поясной одеждой – «престилкой» и кожаной обувью – «постолами». Этот яркий, бросающийся в глаза контраст между традицией и модерном в целом присущ декоративно-прикладному искусству раннесоветской эпохи, развивавшемуся в «упругом», порой неуступчивом диалоге национальной формы и социалистического содержания.