Вернуться
Экспонаты

Бубен шаманский. Тувинцы

Название:

Бубен шаманский

Народ:

Тувинцы

Территория по музейной документации:

Империя Цин, Внешняя Монголия

Датировка:

конец XIX века

Темы:

Религиозный культ, первобытные культы, шаманизм

Материал:

Кожа: натуральная; дерево; металл

Размер:

Шир. - 60,0; глуб. - 15,0

Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока

Коллекционный номер:

РЭМ 650-5

Аннотация:

Бубен шаманский «дyңгyр». Состоит из деревянной обечайки, кожаной мембраны, продольной перекладины с металлическими подвесками, символизирующими оружие шамана в борьбе с вредоносными духами, и вертикальной рукояти. На нижней части рукояти вырезано изображение змеи – типичного, по традиционным представлениям тувинцев, обитателя нижнего мира. На верхней – антропоморфное изображение с молитвенно по-буддийски сложенными руками. На голове шапка, контуры которой напоминают ламский островерхий головной убор. Иерархия служителей буддийского культа (ламства) была сложна и четко предписана монастырскими правилами. Для тувинского буддизма характерны такие специфические категории служителей буддийского культа, как «бардычы» (бродячие ламы) и «бурхан-хам» (букв. будда-шаман, словом бурхан кроме собственно Будды называли также различных буддийских божеств и их изображения, а также другие атрибуты культа), или «бурхан бöö» (бöö — термин, обозначающий шамана у монголов, бурят, калмыков). Эти ламы занимались обрядовой практикой вне пределов «хурээ» (буддийский монастырь у тувинцев), живя среди народа и ведя частное хозяйство. Их предварительно готовили в хурээ по минимальной программе. По окончании обучения бардычы выдавали специальную одежду, снабжали предметами буддийского культа (тханка, четками, колокольчиками, медными чашечками, ароматическими свечами, талисманами и пр.), которые они, кочуя по «аалам» (поселениям), должны были продавать «аратам» (простым скотоводам-кочевникам), объясняя им их предназначение и способы использования. В случае необходимости, например, во время подготовки хурээ к большому празднику, бродячих лам отправляли в народ с целью сбора пожертвований для предстоящего события. Бурхан-хам одновременно выполнял функции ламы и шамана. В их обрядовом одеянии сочетались элементы одеяний как той, так и другой категории служителей культа: головной убор представлял собой шапку ламы, по краям которой была нашита бахрома, характерная для головного убора шамана; к халату бурхан-хама полагалась накидка с текстами молитв на тибетском языке. В зависимости от ситуации эти полуламы-полушаманы могли исполнять либо шаманские, либо буддийские обряды, а иногда совмещать их. Автор аннотации: Романова С.В.

Выставки:
Взгляд на Восток г. Санкт-Петербург 2015-2016
"Буддизм в традиционной культуре народов России" г. Санкт-Петербург 2009
К людям ради людей. Музей и его собиратели г. Санкт-Петербург 2014-2015