Нагрудник свахи и посаженной матери «пого»
Хакасы
Енисейская губерния, Минусинский уезд
кон. XIX в.
Камень: коралл; ткань: хлопчатобумажная; камень: перламутр; стекло (бисер); стекло: цветное; специфические материалы: пластмасса; нити: растительные
Шир. - 27,0; дл. - 21,0
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
РЭМ 664-84
«Пого» имеет форму полумесяца, изготовлено на жесткой основе, обтянутой тканью. Лицевая сторона украшена перламутровыми пуговицами, стеклянными бусами, бисером, кораллами; по нижнему краю пришита бахрома из бисерных низок, оканчивающихся белыми пластмассовыми пуговицами. Все материалы декора нагрудника имели важное символическое значение. В виде коралловых бусин хакасы представляли души детей, перламутровые пуговицы являлись солярными символами, имели функцию оберега. Так же, как и кораллы, они были связаны с женским началом и плодородием. Обережная и продуцирующая символика «пого», восходящая к древнему солярному культу и культу плодородия, была связана, как полагают исследователи, с почитанием древнетюркской богини Умай. В хакасской традиции Умай – богиня плодородия, продолжения рода, покровительница беременных женщин и рожениц, охранительница душ детей грудного возраста и подательница жизни. «Пого» являлось одной из главных принадлежностей костюма свахи и посаженной матери. Во время свадебного обряда его надевали поверх шубы особого покроя и безрукавки. «Пого» очень высоко ценилось и передавалось по наследству по женской линии.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.