Экспонаты
Подвеска. Эстонцы
Подвеска. Эстонцы
Название
Подвеска
Народ
Датировка
1800 - 1900 гг.
Организация
Министерство Императорского двора
Материал
Техника
Металлообработка: чеканка (на монетном дворе); металлообработка: гравировка; металлообработка: пайка
Размер
Коллекция
Культура народов Северо-Запада и Прибалтики
Коллекционный номер
Аннотация
Монета-подвеска – «монета с ушком» (эст. kannaga raha) – деталь женского шейно-нагрудного украшения. Талер серебряный 1539 г. Маркграфство Бранденбургское Священной Римской империи. (Ансбах-Байрет, владение во Франконии). Монетный двор Бранденбурга. Лицевая сторона (аверс): портреты маркграфов Георга Бранденбург-Ансбахского, прозванного Исповедником (нем. Georg der Fromme; 1484-1543. Данное прозвание маркграф Георг получил за то, что в 1530 г. на Аугсбургском сейме он выступил защитником свободной проповеди Евангелия и убедил Иоахима II, курфюрста бранденбургского, перейти в лютеранство) и его соправителя Альберта Байретского (время правления: 1527–1545). Лица соправителей обращены друг к другу; круговая легенда на латыни: «DG GEORG ALBERT MARCHION BRAND …» – «Божьей милостью Георг и Альберт, маркграфы Бранденбургские». Реверс: пять гербов на щитах разделены четырьмя скипетрами; щиты и скипетры расположены относительно друг друга крестообразно; круговая легенда на латыни: «SI DEVS PRO NOBIS QVIS CONTRA NOS» – «Если Бог за нас, кто против нас» К талеру сверху припаяно широкое округлое ушко для прикрепления к украшению. По мере развития европейской государственности, сословной иерархии, товарно-денежных отношений в обществе возрастала значимость не только реальных, но и метафорических свойств монеты. Христианская этика формировала противоречивое отношение к деньгам, которые символизировали одновременно власть и богатство, соблазн и скверну бренного мира. В крестьянской же среде монета постепенно превращалась в особый предмет средоточия силы, дарующий благо (свободу, удачу, а подчас – и самую жизнь) и отвращающий зло (голод, нужду и бесправие). Не только форма – круг – и материал – серебро, золото – определили магическую ценность монеты, но также – художественная композиция, украшающая её аверс и реверс: изображение государя – помазанника Божьего; герб и девиз правителя. В соответствии с законом симпатической магии монета с профилем сюзерена, казалось, содержала крупицу божественной милости, следовательно, её владелец мог рассчитывать на покровительство высших сил.
Выставки
Звонкая монета г. Санкт-Петербург 2014-2015
Балтика на перекрестке культур г. Санкт-Петербург 2021-2022