Вернуться
Экспонаты

Украшение женское шейно-нагрудное «бусинный ряд». Сето (сету)

Название:

Украшение женское шейно-нагрудное «бусинный ряд»

Народ:

Сето (сету)

Территория по музейной документации:

Российская Империя, Псковская губерния, Псковский уезд, г. Псков

Датировка:

XIX в.

Организация:

Министерство Императорского двора

Темы:

Украшения, шейные, шейно-нагрудные

Материал:

Металл; серебро

Техника:

Металлообработка: литье; металлообработка: выколотка; металлообработка: чеканка; металлообработка: пайка; металлообработка: штамповка; металлообработка: насечка; металлообработка: сверление; металлообработка: резьба; металлообработка: гравировка; металлообработка: волочение; низание; металлообработка: монтировка

Размер:

Дл. ожерелья, сложен. в двое, - 69,0; Диам. бусин наиб. - 3,7; Дл. подвесок наиб. - 12,0 см. Бусины: литая бусина, диам. –1,4; дл. макс. по большой оси – 2,0, 2,6÷ 2,7; 3,7; 4,5 ÷ 5,0. Кресты: дл. продольной планки - дл. поперечной планки: 1) 5,6 – 4,1; 2) 5,6 – 3,7; 3) 5,3 – 3,7; 4) 5,6 – 4,2; 5) 6,6 – 3,8; 6) 6,4 – 4,6; 7) 5,8 – 3,2; 8) 5,3 – 3,9; 9) 5,4 – 4,0;

Коллекция:

Культура народов Северо-Запада и Прибалтики

Коллекционный номер:

РЭМ 6697-2

Аннотация:

Helmid; Helmikõrd (хэлмид, хэльмикырд) – «жемчуга» (сето) «жемчужный или бусинный ряд» (эст.) – старинное шейно-нагрудное женское украшение, входившее в состав традиционного женского «серебряного наряда». Ожерелье состоит из тридцати трех полых бусин, двух подвесок листовидной формы – «листиков» и девяти крестов, нанизанных на шнурок. На концах ожерелья расположены самые маленькие в диаметре, сферические бусины, в том числе, одна литая с ребристой поверхностью (диам. 1,4 см.); самые крупные эллипсовидные («яйцеобразной формы») помещены в центре. Каждая эллипсовидная бусина спаяна из двух равновеликих конусов, место их соединения акцентировано чеканным пояском, а также – напаянной крученой или гладкой проволокой. Поверхность каждой бусины украшена рельефным чеканным орнаментом, имитирующим мелкую зернь. Кресты и «листики» расположены в нижней половине ожерелья. Первый крест (на фото – крайний слева) расположен между одиннадцатой и двенадцатой бусиной, последний девятый крест – между двадцать первой и двадцать второй бусинами. Остальные кресты распределены равномерно с интервалом в одну бусину. Восемь из девяти крестов изготовлены русскими мастерами в крестечных центрах Северо-Запада России. Центральная часть ожерелья акцентирована особыми, наиболее дорогостоящими украшениями: двумя подвесками – «листиками», между которыми расположен центральный крест, выпиленный из тонкой серебряной пластины, имеющий гравированный декор. Данные пробирной экспертизы предметов РЭМ 2011–2012 гг. свидетельствуют, что обе листовидные подвески и крест были изготовлены единовременно из одной серебряной пластины (серебро одинаковой пробы – 750; лигатуры – 42, 00; и чистоты – 31,50). Поскольку подвески в форме листьев аканта, украшенные гравировкой в стиле барокко – изделия лифляндских цеховых мастеров, следовательно, и крест в данном случае был изготовлен в мастерской лифляндского ювелира. О возможном участии мастера-иноверца свидетельствуют некоторые странности в начертании крестов на лицевых поверхностях листиков, которые, в сущности, являются зеркальным отражением шестиконечного креста, именуемого в церковной православной ставрографии и в европейском гербоведении соответственно «Русским православным» или просто «Русским» крестом. Изображения шестиконечного креста очень редко встречается на русских крестах XVIII – XIX вв. Известно, что русские мастера отдавали предпочтение восьмиконечному кресту. Но в любом случае в русском крестечном искусстве – по сложившейся традиции – косая планка (подножие) шести- или восьмиконечного Голгофского креста почти всегда наклонена так, чтобы правая стопа Распятого была выше левой. В рассматриваемых же изделиях подножие имеет наклон в противоположную сторону. Ожерелья, типа «helmid», во второй половине XIX в. уже не изготавливали, подобно «листикам» (см. в альбоме: РЭМ 6697- 4). Массивные и тяжелые низки «бусин-жемчугов» уступили место модным «санга» (ожерельям с разъемными цепями и подвесками-монетами) и «ожерельям с пуговицами». Аннотация: М.Л. Засецкая