Блюдо с бумбой
Буряты
Восточная Сибирь, Забайкальская область
начало ХХ в
Религиозный культ, буддизм
Металл; серебро
Блюдо: диам. внешний - 36,0; высота - 5,0; шир. каймы по краю - 4,5; диам. поддона - 25,0; литые изображения дацанов: шир. - 4,2; выс. - 5,0; толщ. - 0,6. Сосуд бумба: выс. - 19,5; диам. тулова - 14,5; диам. навершия - 11,2; диам. отверстия - 2,7
Культура народов Сибири и Дальнего Востока
РЭМ 6827-211
Сосуд бумба на подносном блюде. Бумба имеет тулово сферической формы, к устью которого прикреплено навершие с чеканным орнаментом в виде листьев и цветков лотоса и изображением «восьми благих эмблем» (бесконечный узел, штандарт, бумба, цветок лотоса, чакра, две рыбки, зонт, раковина). Сосуд установлен в центре круглого серебряного подносного блюда. Вокруг него закреплены четыре серебряные плоские литые изображения бурятских буддийских храмов (дацанов) с выгравированными названиями: «Баргузинский», «Аларский», «Загалаевский», «Ольхонский». По краю блюда на широкой кайме нанесены одинаковые чеканные изображения тридцати дацанов с названиями. На днище блюда по периметру выгравирована надпись: «Государю и Самодержцу Всероссiйскому Николаю Александровичу Отъ 35 Сибирскихъ дацанъ 1613 – 1913». На днище блюда приклеена бумага с напечатанной надписью: «ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ. Бумба священная Урна на серебряномъ блюдъ». Бумба – ритуальный сосуд, имеющий разные формы и назначение. Бумба со сферическим туловом может использоваться как хранилище буддийских драгоценностей. Ее закладывают в основание храма, отмечая сакральный центр буддийской схемы мира, воспроизводящийся в обрядах закладки дацана. Внутрь бумбы помещают ароматические растения, драгоценные материалы (золото, серебро, коралл, жемчуг, опал, рубин, сапфир), листы с текстами молитв и мантр. Такой сосуд носит название «сан бумба» (драгоценная бумба) и может изготавливаться только из золота, серебра или красной меди. Вероятно, именно такая сан бумба – сокровищница буддийских драгоценностей и символ центра Вселенной, была преподнесена делегацией буддистов Восточной Сибири императору Николаю II. В этом был заложен глубокий символический смысл – в образе драгоценного сосуда, помещенного в центре блюда с изображениями бурятских дацанов, депутация российских буддистов подносила монарху все сокровища буддийского мира. Поднесен императору Николаю II 19-го марта 1913 года делегацией буддистов Восточной Сибири во главе с XII Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржи Итигэловым в Александровском дворце Царского Села по случаю юбилейных торжеств 300-летия Дома Романовых. Дар Николая II. 1913 г. Автор аннотации: Федорова М.В. Атрибуция истории поступления: Нератова Е.И.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.