Вернуться
Экспонаты

Гусли - 9-струнный цитровидный щипковый музыкальный инструмент. Русские

Название:

Гусли - 9-струнный цитровидный щипковый музыкальный инструмент

Народ:

Русские

Территория по музейной документации:

Псковская губерния, Порховский уезд, Докатовская волость, дер. Климово, г. Санкт-Петербург

Датировка:

послед. четв. XIX в.

Материал:

Дерево; металл

Размер:

Дл. - 64,0; шир. - 20,0; выс. - 4,0

Коллекционный номер:

РЭМ 6944-2

Аннотация:

«Гусли Псковской губ. и у., Докатовской вол., д. Климово. Игрок, изготовивший и доставивший инструмент кр. Федот Артамонов. Артамонов составил хор гусляров из 4-5 человек на инструментах 3 регистров (играют за Нарвской заставой в СПб)» . «На Путиловском заводе в СПб более уже 15 лет работает крестьянин Псковской губ. и уезда, Докатовской волости деревни Климова, Федот Артамонов. Он большой любитель игры на гуслях древнейшего типа, сохранившегося еще в глухом уголке. Научившись играть от своего дяди, Артамонов стал сам, как умел, изготовлять гусли и деятельно распространять их среди своих земляков. Таким образом, пока он жил на родине, даже всесильная гармоника не проникла в их деревню, будучи повсюду вытеснена гуслями, которые начали распространяться и по другим местам уезда. Инструмент этот представляет собою плоский ящик с продолжением верхней доски в виде открылка, имеет 9 струн из железной проволоки, которым придано расходящееся расположение; колки деревянные, продетые через упомянутый открылок снизу. Строй и прием игры — древнейшие, типичные для бряцающей формы гуслей, сохранившейся во всей чистоте. Так, основной мажорный звукоряд шести верхних струн сохраняет между двумя самыми высокими тонами скачек в терцию, т.е. характерный признак китайской гаммы. Три нижние тона, постоянно при исполнении звучащие, имеют интервал квинты и октавы; словом, общий строй следующий в восходящем порядке: e, h (в малой октаве),e1, fis 1, gis1, a1, h1 (в первой октаве), cis2, e2 (т.е. упомянутый выше интервал терции во второй октаве). При игре Артамонов, перекинув левую руку через открылок, глушит те струны, которые надо вывести из строя, правою же рукою делает общее бряцание, ударяя по струнам ногтем указательного пальца. Перемещая пальцы левой руки на соседние струны, Артамонов открывает другой аккорд. При этом, как я сказал выше, всегда звучит E, H, е. В промежутках между общим бряцанием игрок выделяет мелодию, ударяя ногтем указательного пальца по отдельным струнам. Этот древний способ игры… при внешнем однообразии аккомпанимента… благодаря природному вкусу Артамонова, дает, однако, весьма благоприятное впечатление. Этому в значительной степени содействует и репертуар, заключающий в себе множество оригинальных и нигде не записанных псковских песен. Поступив на Путиловский завод и поселившись таким образом на жительство в СПб, Федот Артамонов остался таким же ревностным любителем игры на своих гуслях, как и на родине. Он по-прежнему делал гусли и вербовал среди рабочих завода приверженцев <...> Из учеников, которые у него не переводятся, Артамонов создал квартет гусляров, сам изготовил гусли (и изготавляет их в часы досуга, когда являются новые его последователи). Музыкальная разработка исполнения ведется им по слуху и опять-таки по своему народному разумению, благодаря которому и получается характерный ансамбль, хотя с точки зрения современной гармонизации иногда и неправильный (бас, например, идет часто в унисон с мелодией), но приятный на слух и очень звучный. Кроме народных песен в репертуар гусляров этих входят многие современные танцы, в силу чего за Нарвской заставой, по собственному выражению Артамонова, «ребятам не отбиться от приглашений» (Привалов, Н. И. Псковский гусляр Федот Артамонов // Русская музыкальная газета – 1907. - №43. Стлб. 964-967).

Выставки:
Калейдоскоп традиционных культур в русской литературе г. Санкт-Петербург 2015-2016
«Русская сказка (народная культура в оперных и балетных постановках сказочных сюжетов)» (название рабочее) Италия
Темы:

Музыкально-хореографическое творчество, музыкальные инструменты

Коллекция:

Культура русского народа