Экспонаты
Игрушка «Коник». Русские
Игрушка «Коник». Русские
Название
Игрушка «Коник»
Народ
Территория
Европейский Север России, Вологодская губерния, Кадниковский уезд, Ивачино сел.
Датировка
Последняя четверть XIX в.
Собиратель
Неуступов А. Д.
Материал
Дерево; краска
Техника
Обработка дерева: резьба; обработка дерева: роспись
Размер
Дл.- 35,0; выс.- 20,0
Коллекция
Культура русского народа
Коллекционный номер
Аннотация
Среди русской крестьянской игрушки, хранящейся в Российском этнографическом музее, особое место занимает коллекция лошадок. Многие из них были изготовлены с любовью старшими членами семьи для своих детей и внуков. Обычно их вырезали, стараясь не нарушить особенности формы деревянного бруска, поэтому трактовка образа игрушечного коня на Русском Севере отличается простотой и лаконичностью. Лошадки получались с крепкими устойчивыми ногами, с широкими шеей и грудью; часто они были запряжены в сани, повозки, телеги и снабжены вырезанной из дерева или сделанной из кожи упряжью, чтобы дети через игру могли приучаться к взрослому крестьянскому труду. Особенно живой интерес у детей вызывали кони-каталки и возки с головами коней. Редкой игрушкой в собрании музея является «Лошадь с птицей», происходящая из Новгородской губернии. Она представляет собой фигурку лошади, укрепленную на резной деревянной раме с колесиками, между передними ногами которой расположена птица. Какой сюжет был взят за основу мастером точно неизвестно, но, если вспомнить, что кони и птицы – излюбленные образы в крестьянском искусстве, например, в росписи и резьбе, которой украшали прялки, короба, посуду, орудия труда, то игрушка перестает казаться столь необычной и загадочной. Рассказ о русской игрушке не будет полным, если не упомянуть об упряжках-тройках, которыми славились резчики Владимирской и Нижегородской губерний XVIII– XIX веков. Это были многофигурные композиции, установленные на подставках с колесами. Легкие и грациозные, с изящно изогнутыми шеями кони, украшенные нарядной росписью, были запряжены в яркие повозки, которыми управляли бородатые суровые или, наоборот, веселые кучера. Созданный народными умельцами художественно-эмоциональный образ мчащейся тройки дарил радость и сулил близость праздника. Игрушки подобного рода способствовали психоэмоциональному развитию и эстетическому воспитанию ребенка, приобщали его к традициям изобразительного и декоративно-прикладного искусства своего народа.
Выставки
Топор всему делу голова Санкт-Петербург 2012