Вернуться
Экспонаты

Дневная колыбель – «онтып». Ханты

Название:

Дневная колыбель – «онтып»

Народ:

Ханты

Территория по музейной документации:

Ханты-Мансийский национальный округ, Октябрьский район

Датировка:

перв. пол. XX в.

Собиратель:
Попова Марианна Сергеевна
Темы:

Воспитание и обучение детей, семейное (домашнее), уход за детьми

Материал:

Дерево (береста); дерево; кожа; нити: растительные; нити: животного происхождения: сухожильные; металл

Техника:

Обработка дерева: резьба; обработка дерева: вываривание; обработка дерева: гнутье; обработка кожи и меха: сшивание (шитье)

Размер:

Дл. – 37,3; шир. – 24,0; выс. – 37,0

Коллекция:

Культура народов Сибири и Дальнего Востока

Коллекционный номер:

РЭМ 7358-35

Аннотация:

Колыбель сделана из двух слоев бересты. Дно овальной формы, чуть расширяющееся к головной части; спинка расположена под тупым углом. Верхний край с внутренней стороны укреплен черемуховым прутом. Борта и спинка разделены деревянными планками на секции, в которых процарапан орнамент. Более крупные части заключены в рамку из горизонтальных и наклонных линий. В верхнем поле спинки, где располагается головка ребенка, находится изображение «птицы сна» («оӆум лук ханши» – «глухаря сна узор»). Фон заполнен штрихами. У хантов существует представление о том, что до появления у ребенка зубов одна из его душ («ис хур») хранится у богини Калтащ; душа, когда богиня отпускает ее, отправляется везде бродить. Чтобы она не заблудилась, на колыбели изображают «птицу сна» – вместилище для «ис хур». В боковых треугольных секциях чуть ниже «птицы сна» располагается свободный орнамент. Посредине спинка разделена на три части. «Углубление сердца» по бокам и в нижней части имеет рамки. В центре – изображение, прямых аналогий которому найти не удалось; определенное сходство есть с орнаментами «медведь» и «полмужчины». Изображение медведя считается священным, но в данном случае в нем отсутствует полость, т. е. оно «не живое». Подобное изображение могло служить защитой от злых духов. Три вертикальные линии делают узор похожим на татуировки, которые наносили на руки. Есть сведения, что и на спинках колыбелей мог присутствовать подобный узор. Нижняя часть спинки также делится на три части. В центре – изображение соболя «нюхас». Название данного узора варьируется: «на заячьей ступне сидящий соболь», «открытый соболь с крестом», «с маленькой веткой друг за другом соболи», «на пасе стрелы сидящий соболь», «со ступней соболь». По бокам симметричный относительно вертикальной оси спинки геометрический линейный орнамент «пушаӊ сумат нув» – «двойная березовая ветвь». В наклонных секциях по бортам одинаковые изображения повторяющихся узоров, в основу которых входит ромб; ближе к ножной части – «заячьи уши». Оба узора, по мнению исследователей, являются вариациями зигзага. В парных крупных секциях на боках колыбели два основных мотива: «соболь» и «березовая ветвь». В одном случае поле разделено на две зоны. В верхней – стилизованное изображение соболя, в нижней – «ай сумат нув» – «маленькая березовая ветвь». Ближе к ножной части элемент линейного орнамента – «сумат нув» «березовая ветвь» или «хор оңат» – «рога оленя». В ножной части – «каран нюхс» – «друг за другом соболи» (у казымских хантов). По представлениям хантов, соболь символизирует лесных духов в образе женщин «миш» («мисс» – манс.). Представления об этих существах встречаются только у северных групп обских угров. Считается, что они приносят охотнику удачу и изобилие. Непрерывный узор из «соболей» не что иное, как стая животных. Приобретена М.С. Поповой в 1961 г.

Публикации:

Андреева Е.А. Берестяные колыбели обских угров // Орнаментика предметов народной культуры. – СПб.: Славия – 2022 – С. 222-233