Брошь – женское нагрудное украшение
Prees
Эстонцы
Эстонская ССР, г. Таллин
1950 – 1965
Мельхиор
Металлообработка: штамповка (механический); металлообработка: серебрение; металлообработка: пуансировка
Диам. - 5,5
РЭМ 7655-13
Брошь (эст. prees) – женское нагрудное украшение, имитирующая форму дискообразной фибулы XVII–XVIII вв. с центральным круглым отверстием посередине, поперек которого расположена декоративная «игла», исполняющая в композиционной структуре роль горизонтальной оси симметрии. В основе композиции – четыре крупномасштабные фигуры (полурозетки), расположенные диаметрально-противоположно по разные стороны от центрального отверстия. Внутри каждой полурозетки расположен ряд трех крупных вытянутых по вертикали ромбов, ближе к краю корпуса «фибулы» – ряд из четырех подобных миниатюрных ромбов. Вершины малых ромбов, обращенные к внешнему краю, акцентированы рельефными шаровидными навершиями, выступающими за край корпуса. В композициях традиционных фибул Эстонии XVII – XIX вв., изготовленных цеховыми ювелирами (немцами и шведами), подобные геометрические мотивы не использовались. Зато их часто можно было встретить на тканых поясах, санных полостях, одеялах, резных деревянных бердах или лопастях для самопрялок. Альбом неслучайно начинается с произведений выдающейся художницы-ювелира Эстонии 1950–1980-х гг. Сальме Якобовны Раунам (Raunam, Salme, 1921–2008), члена союза художников СССР, профессора, заслуженного художника ЭССР, прославившейся как создатель уникальных поэтических композиций: «Белые птицы», «Золотистая птица», «Бельканто», «Ночные птицы» (1972–1976 гг.), изготовленных в различных техниках с использованием сложных и хрупких материалов (золото, серебро, морские ракушки). Особое место в творчестве Сальме Раунам занимали броши, в том числе вдохновленные женскими народными украшения. Сам по себе факт обращения авторитетной художницы-ювелира к традиционному эстонскому искусству способствовал привлечению молодых мастеров к развитию этнического стиля в Эстонии. Кроме того, в её произведениях можно наблюдать синкретизм всех трех направлений прибалтийской этники: классического, архаического (историческая реконструкция), экспериментального. Сальме Раунам не просто воспроизводила формы эстонских фибул XVIII – XIX вв., она дополняла их декор элементами, характерными для местного ювелирного искусства эпохи Готики, Ренессанса или –стилизованными мотивами, почерпнутыми из тканых, вышитых, резных орнаментальных композиций, которыми эстонские крестьяне украшали предметы праздничной одежды и утвари (см. РЭМ 7092-60; 7655-19, 20)
Украшения, нагрудные; Костюм, женский; Ремесло. Металл, ювелирное
Культура народов Северо-Запада и Прибалтики
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.