Вернуться
Экспонаты

Лира колесная − инструмент музыкальный: струнный: фрикционный. Великороссы (русские)

Название:

Лира колесная − инструмент музыкальный: струнный: фрикционный

Народ:

Великороссы (русские)

Территория по музейной документации:

Орловская губерния, Ливенский уезд, Ольшаное село

Датировка:

1900 г.

Организация:

Музей народов СССР

Темы:

Музыкально-хореографическое творчество, музыкальные инструменты

Материал:

Дерево; металл; материалы животного происхождения: внутренние органы: кишки; лак; краска

Размер:

Дл.- 56,0; шир.- 22,0

Коллекция:

Культура русского народа

Коллекционный номер:

РЭМ 8761-4776

Аннотация:

Лира колесная 3-струнная (1 струна мелодическая, 2 бурдонные) 9-клавишная (использовались 6). Изготовлена на заказ плотником, который, помимо всего прочего, регулярно делал лиры для слепых. После того, как лира была изготовлена, слепой лирник, зашедший в село, по просьбе собирателя настроил инструмент. «Ощупав пальцами мою лиру, он осведомился, кто ее делал; я ответил, что в с. Ольшаном. Тамошнее производство этих инструментов ему оказалось известным, и он говорил, что там делают хорошие инструменты. Затем начал играть на моей лире: она оказалась звучнее его лиры, и я думаю, что та была изготовлена другим мастером, судя по форме, и звучала слабеѳ, но мягче. За свою лиру с набором струн я заплатил 2 р. 45 к., а слепой сообщил, что бывают и лучше инструменты: так у него была лира, которую он продал одному „барину из Ливенскаго же уезда за 12 рублей. Это чуть-ли не самая высокая цена на такие инструменты». «Лира ... состоит из скрипичнообразнаго корпуса, с двумя плоскими деками. В том месте, где у скрипки прикрепляется гриф, к лире прикреплена небольшая коробка, по бокам которой вставлены 3 колка, на которые навязаны 3 струны: первая веревочная и толстая, средняя жильная, третья- обвитая канителью; иногда все три бывают жильные. Две крайние настроены в квинту, а средняя в октаву с третьей». На рисунке 1 собирателем показаны высокая подставка мелодической струны и обозначены 2 пары маленьких подставок бурдонных струн (все подставки утрачены). «Все струны сразу приводятся в колебание трением вращающегося валика. Над средней струной укреплен продолговатый ящичек, в конце, ближайшем к валику, вырезано круглое отверстие, чтобы средняя струна свободно могла вибрировать, с другого же конца струна встречает препятствие и область вибрации прекращается. Всех клавишей 9, но употребительны из них только шесть. Каждая клавиша устроена так, что можно изменить скалу ... средней струны, которая обыкновенно строится в древне-ионийском ладе... Подстраивание достигается посредством повертывания то вправо, то влево прикрепленных к клавишам топорикообразных язычков, которые при нажимании клавишей прикасаются к струне». На рисунке 2 собиратель отобразил 4 клавиши, одна из которых - в нажатом положении. «Во время игры лира держится на ремне, через правое плечо, в наклонном положении. Правой рукой вращается валик, а левой нажимаются клавиши, которые свободно ходят в отверстиях ящика и сами отпадают вниз, если пальцы перестанут их нажимать. Ящичек имеет крышку, толстая струна также, а иногда закрывается лубком от дождя и валик. Лира обладает сильным и пронзительным звуком, хотя игроки так или иначе заботятся, чтобы он был мягче; для этого в местах прикасания валика со струнами последние обматываются мягкой шерстью. Диапазон лиры непостоянен, это зависит от голоса игрока...». «Сначала игрок обыкновенно наигрывает маленькую прелюдию, затем, пропевши несколько стихов (с аккомпаниментом, конечно) опять следует котроткая интермедия». Дар Александра Леонтьевича Маслова Дашковскому этнографическому музею в 1900 г. За лиру с набором струн А.Л. Маслов заплатил мастеру 2 р. 45 коп.

Публикации:

Маслов А.Л. Лира народный музыкальный инструмент // Русская музыкальная газета № 12. Санкт-Петербург. 1902 с. 363, рис. 1, 2, 3
Гаджиева А.А. Музыкальные инструменты в собрании Российского этнографического музея: история, проблемы и перспективы изучения / Исторические пути белорусской и мировой музыкальной науки и образования / сост. Н.О. Арутюнова, Т.В. Лихач; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. – Вып. 42. С, 28-47. Минск: БГАМ. 2017 с. 45, илл. 4.